Брюнель, П. "Огюст Вилье де Лиль-Адан"

перевод Н.Т.Пахсарьян

      Огюст Вилье де Лиль-Адан (Сен-Бриек, 1838 - Париж, 1889) - французский писатель. Он был не столько символистом, сколько "сверхнатуралистом". В то же время он и предтеча символизма, "его Шатобриан", как выразился Реми де Гурмон, и его уход был весьма ощутим для молодых людей символистского поколения. Малларме отдал ему должное в следующих выражения: "Гений! Мы воспринимали его именно так. В том трогательном конклаве, где собирается молодежь каждого нового поколения, чтобы по едва заметным приметам святости выбрать своего апостола, его присутствие ощутили сразу же и испытали общее волнение".
      Судьба его была такой же жестокой, как его рассказы. Вилье принадлежал к старому бретонскому дворянству и был монархистом, презирающим демократию столь же сильно, как и позитивизм. Но семья Вилье разорилась, и начиная с 1871 г. представитель древнего рода мог рассчитывать только на литературный заработок. Он мечтал о торжественном венчании с Анной Эйр, но должен был довольствоваться тем, что жил с горничной. В его литературной карьере провал следовал за провалом. "Первые стихотворения" Вилье остались незамеченными, хотя в них обнаруживается то чувство таинственного, которое столь характерно для символизма:

Заглядывая в бездны Ночи,
Не чувствуете ль вы, о смертные - о жертвы,
Головокружения от высоты Небес?

      И в театре его ожидали одни разочарования ("Аксель" получит сценическую известность лишь после смерти Вилье). Он был удачливее с рассказами, которые можно свободно напечатать в газете или журнале, - и особенно после того, как в 1883 г. увидел свет сборник "Жестоких рассказов". За ним последуют "Возвышенная любовь" (1880), "Трибула Бономе" (1887), "Необычайные истории" (1888), "Новые жестокие рассказы" (1888). В противовес своему персонажу и предмету насмешек Трибула Бономе, буржуа-позитивисту, который требует, чтобы писатель говорил "о правдивых вещах! О вещах, которые случаются! О вещах, которые знают наизусть! Которые встречались, встречаются и будут встречаться на улицах! О серьезных вещах, наконец!", он хочет обратить внимание человека на все то "яркое, неведомое и возвышенное", что внушается ему "из высшего мира".
      Вилье решительно отрывается от реальности. Он верит в "знамения", в те совпадения, которые заставляют задуматься о существовании таинственных связей между этой жизнью и потусторонним миром. Так, ночной кошмар убеждает барона Ксавье де ла В... в скорой смерти его старого друга аббата Лакомба в одном из "Жестоких рассказов". Даже в рационализме Трибула Бономе пробита брешь - и из-за того, что этот ученый боится ветра, тени, летящей птицы, и потому, что он пытается найти смысл той "ярмарки кажимостей", из которой состоит наш универсум. И сам Вилье, в свою очередь, уступает подобному искушению. Люди, предметы, события - все для него "лес символов". В "Возвышенной любви" последний взгляд Лизианы д'Обелин перед ее добровольной жертвой призван стать обещанием вечного чувства в том идеальном мире, на который уповает автор и залогом обретения которого становится отказ от всего посюстороннего. Как его осуществить? Посредством эзотеризма, как это делает Туллия Фабриана в "Изиде"? Или - отказа от жизни в духе Лизианы д'Обелин? Вилье колеблется в своем выборе, ибо является наследником разных традиций. Он и католик по воспитанию, и гегельянец по случаю, и любитель оккультных наук.
      "Аксель" - пьеса, написанная большей частью в 1872 г. и опубликованная стараниями небольшого журнала "Молодая Франция" в 1885-1887 гг., - нечто вроде духовного завещания Вилье. Сару в монастырском безмолвии постигло Искушение Земли; Акселя, вслед за мастером Янусом, постигло Искушение Духа. Оба они проделывают символическое нисхождение к источнику Жизни, но при этом находят в подземелье замка Ауэрсперг гору сокровищ. Чтобы сохранить свою любовь в первозданной чистоте, они призывают Смерть, эту хранительницу всего духовного. Пьеса Вилье окзала очень сильное влияние на поколение символистов и даже именовалась "символистской Библией".

      Печатается по изданию:
      Жан Кассу. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. - М.: Изд-во "Республика", 1999.