Голышев, В. "Томас Клейтон Вулф"

      Томас Клейтон Вулф родился в 1900 г. в Ашвилле, Северная Каролина. Отец его был камнерезом, делал могильные памятники, мать держала пансион и от случая к случаю торговала земельными участками. Пятнадцатилетним, Вулф поступил в университет Северной Каролины, а закончив его, перешел в Гарвард, где стал писать пьесы и в одной даже сыграл главную роль. Но настоящим его призванием была проза. Несколько лет он преподавал английскую литературу в Нью-йоркском университете. Несколько раз ездил в Европу и в Лондоне, в 1926 г., начал писать свой первый большой роман "Взгляни на дом свой, Ангел". В конце его герой, молодой Юджин Гант, расстается с семьей и уезжает из родного города. Книга вышла в 1929 г. (русский перевод 1971 г.), и в 1930 г. Вулф смог бросить преподавательскую работу и полностью посвятить себя писательству. В 1935 г. он опубликовал книгу короткой прозы "От смерти к утру", включавшую новеллы "Паутина земли" и "Смерть - гордая сестра". В том же году был напечатан роман "О времени и о реке", над которым Вулф работал пять лет. Здесь рассказывается о гарвардских годах Юджина, а заканчивается книга разрывом с любимой женщиной и отъездом в Европу. Умер Вулф в 1938 г., немного не дожив до тридцати восьми лет. Осталась громадная рукопись, из которой его редактор Эдуард Асвелл сложил два романа: "Паутина и скала" (1939 г., русский перевод 2000 г.) и его продолжение "Домой возврата нет" (1940 г., русский перевод 1977 г.). В 1941 г. была издана книга короткой прозы "Там, за холмами". Эти произведения тоже во многом автобиографичны, некоторые сюжеты повторяют то, о чем говорилось в первых романах, но героя здесь, душевно более зрелого и менее романтичного, зовут Джордж Уэббер.
      Если попытаться двумя словами определить, в чем отличие этого писателя, то, может быть, такими: литературный гигантизм. Он хотел вместить в свои книги весь человеческий опыт, вернее, опыт одного человека - Томаса Вулфа. Задача невыполнимая, но к решению ее он был, наверное, ближе, чем кто-либо из писателей двадцатого века. Он был великолепно оснащен для этого природой: потрясающая память, необычайная интенсивность восприятия и острота чувств, по-юношески жадный ум, богатейший словарь позволили ему создать мощную, иногда физически воздействующую на читателя прозу. Четыре его романа - по существу, одна лирическая книга, превратившаяся в эпос. "Ему, в отличие от любого европейского художника, приходилось сражаться с необычным литературным материалом - с великой страной, не раскрывшейся еще даже собственному народу", - писал о нем его первый редактор Максвелл Перкинс. Уильям Стайрон в статье о Вулфе писал о том, что решил стать писателем, когда прочел запоем его роман. Я слышал, как другой американский писатель рассказывал, как читал роман Вулфа в молодости и на каком-то месте швырнул книгу в стену: почему мне не дано такой силы чувств, почему все слова у него, а не у меня? Я видел, как молодая женщина плакала, прочтя рассказ Вулфа - так верно было изображено горе, которое ей самой пришлось пережить. Все, что дала в литературе вторая половина века, рядом с Вулфом кажется малокровным.

      Печатается по изданию:
      Вулф Т. Паутина земли. Смерть - гордая сестра: Повести: Пер. с англ. - М.: Текст, 2000.