Прошедшие сквозь огонь и воду

ноябрь 2007 © François Duchateau, Sonic Seducer
перевод © Morgana Himmelgrau

      Как футбольная команда перед сигналом судьи к началу игры, обнимают они друг друга за плечи. Эскиль, Иоаким и Клас в закулисных катакомбах похлопывают друг друга по плечам, подбадривая перед выходом на сцену. Это их ритуал перед "Ритуальным шумом", - подтверждает вокалист-блондин в Берлине. "In Transit" демонстрирует нам Ковенант как невероятно сплоченную команду, которая вместе прошла сквозь огонь и воду, объехав весь земной шар с концертами и запечатлев всё происходившее на сцене и за сценой на видео, сняв совершенно особенный фильм-roadmovie. Но как только они добились желанной цели, обнаружилось, что скандинавское трио отнюдь не так неразлучно, как дает предположить атмосфера их первого DVD.

      "С тех пор как мы даем концерты, я могу понять, почему спортивные команды всегда встают в круг перед началом игры", - поясняет Эскиль во время прогулки одним осенним днем по Кройцбергу. О спорте напоминает разве что его плотная лыжная куртка, так как под ней скрывается элегантный дэнди в костюме, каким все знают мистера Симонссона. "Это действительно улучшает чувство солидарности. В конце концов, мы ведь как Ковенант втроем выходим на сцену и вместе даем концерт. Поэтому хорошо, если прежде удается немного объединить энергию с двумя другими".
      Однако из долгого путешествия "In Transit", которое было начато втроем, только двое вернулись в качестве группы Ковенант. "Да, это так. Клас больше не является участником группы", - несколько уныло подтверждает Иоаким, всё еще живущий в шведском Хельсингборге. - "Тому есть разные причины. Одной из них является то, что Клас стал отцом и хотел бы всегда быть со своей семьей. А это, конечно, невозможно, если часто находишься в турне". - "Может быть, это даже к лучшему, что Класа больше нет в группе", - добавляет Эскиль. - "Я имею в виду, что был бы очень рад лет эдак через 20 снова отыграть с ним концерты, чтобы отпраздновать его возвращение, однако он никогда не был на 100% поглощен музыкой и вовлечен в Ковенант, как Иоаким и я". Господин Монтелиус, меняя тон: "Да, он всегда был занят своей работой в одной фирме и эта работа была для него важной. Сейчас он хотел бы сконцентрироваться на ней еще больше. Написанием песен занимались, главным образом, мы с Эскилем, хотя Клас не был просто "концертным" музыкантом, каковым многие его необоснованно считают. Он всегда был своего рода режиссером и превращал наши идеи в увлекательное целое, или, в крайнем случае, набрасывал для нас некоторые пассажи. Этот ход действий без проблем функционировал в течение ряда лет. Но нельзя сказать, будто между нами были какие-то трения или ссоры. Клас по-прежнему мой друг. Мы всё еще часто встречаемся, он ведь живет в паре минут от меня. Дверь для него всегда будет открыта".
      Уже в марте Ковенант объявили на своем официальном сайте, что в этом году они выступают без Класа Нахмансона, и представили знаменитую замену: Даниэля Майера, лидера Haujobb, который еще несколько лет назад разъезжал в турне вместе с тремя шведами. "У нас только хорошие воспоминания о том времени, проведенном вместе с Даниэлем", - произносит хвалебные слова Эскиль. "Он не только как человек представляет из себя нечто совершенно особенное, но и, прежде всего, как музыкант", - подчеркивает дальше Иоаким качества этого электронного сорвиголовы. Так что неудивительно, что он оказался так плотно вовлечен в работу по замещению Класа, причем при, как известно, перегруженном расписании Майера поразительно, что он захотел принять участие и в дальнейшей работе.
      С некоторой гордостью Эскиль объявляет: "Мы начали писать песни для нового альбома. Даниэль тоже принимает участие". Понимать это надо так: Ковенант превратился в настоящую электронную супер-группу. "В некотором смысле мы чувствуем себя прямо как электро-дримтим", - шутит Иоаким не без гордости. - "Кто знаком с работой Даниэля, тот знает, что он - один из лучших в своей области. Кроме того, нам доставляет действительно массу удовольствия работать с давним другом. Мы ощущаем, что его участие способно невероятно обогатить музыку, и с нетерпением ожидаем, чтó же из всего этого в конце концов получится. Как раз пару дней назад он скинул мне по интернету пару идей, когда я был в студии. Вот теперь начнется работа по-настоящему!"
      А кто знаком с работой Ковенанта, тот знает, что пройдет еще немало времени, прежде чем новый альбом окажется на прилавках магазинов. "Собственно говоря, "In Transit" тоже должен был бы быть готов еще в прошлом году", - притихнув, признается Эскиль. - "Но если бы я только знал, сколько скрывается работы за созданием подобного DVD, мы бы никогда за него не взялись", - смеется он.
      Тю, вот она, нордическая сдержанность. Впрочем, ленивыми назвать шведов никак нельзя. Как раз совсем недавно Эскиль, самый востребованный голос на электронной сцене, представил публике свой соло-проект, явившийся стилистическим сюрпризом. "Я уже давно намеревался взяться за этот проект. Однажды я опросил пару клубов в Берлине, не мог бы я у них выступить с моим новым соло-проектом. И только когда я получил первые положительные ответы, я начал писать музыку. Это было примерно за три-четыре дня до назначенной даты выступления".
      Cement - таково название новой постройки, и название говорит само за себя. Гипнотический интеллектуальный нойз. "Я - его самый большой поклонник", - заявляет Иоаким, который втайне в течение ряда лет занимался стилистически похожим сайд-проектом. - "Многим трудно это представить, но именно Эскиль слушает дома очень много нойза. Однако когда речь идет о Ковенанте, то именно я - тот, кто хочет пропитать музыку насквозь шумом", - смеется Иоаким. - "Забавно, но в случае Ковенанта Эскиль постоянно проявляет сдержанность и придает музыке мелодичную направленность. Я считаю это правильным и классным, что он сейчас занимается "Цементом". Ведь для творческой личности очень важно реализовать то, что копится внутри. Даже в отношении Ковенанта это сказывается только в положительном смысле".
      "Однако ясно как день, что Cement никогда не оспорит первенство у Ковенанта", - поясняет Эскиль. - "Для этого слишком мизерный коммерческий потенциал у подобного рода музыки. Такая музыка просто слишком экстремальна". И на вкус Иоакима тоже: "Классно в Цементе то, что Эскиль возрождает к жизни "пленочную" музыку. Он собирает звуки на четырех-пяти кассетах, а позже выкладывает их один поверх другого этаким звуковым ковром. И пока он это делает, он обращает внимание на мелодику каждого отдельного шума. Это восхитительно - и гениально! Такую музыку я люблю, хотя я, вероятно, больше сфокусировался бы на ритмической стороне".
      Пока Эскиль расширяет свой музыкальный горизонт, Иоаким усиленно заботится о своем интеллектуальном развитии. "Я сел за учебу. История. Я люблю этот предмет! Особенно период после и во времена римлян, но также вавилонский и шумерский периоды". После того, как альбом "Skyshaper" был готов, Иоаким долго размышлял над тем, чтобы, возможно, совсем прекратить музыкальную деятельность - настолько велика была в нем жажда знаний. "Совсем освободиться я тогда все же не мог", - признается он, - "зато теперь я пытаюсь соединить оба интереса. Должен сказать, это довольно сложно. Кроме того, мы с моей подругой вместе уже более 18 лет, и, разумеется, я не хотел бы обделять ее своим вниманием. Но мне было настоятельно необходимо освежить образ мыслей. Это успокаивает. Фаны уже давно по моим текстам заметили, что я интересуюсь историческими темами".
      Это заметно и по DVD "In Transit". Из американского турне на DVD можно увидеть больше впечатлений от Нью-Йорка и Мехико, чем от соответствующих концертов. "Эскиль и я - мы профессиональные туристы, стремящиеся обозреть все достопримечательности", - смеется Иоаким. - "Перед началом каждого турне мы покупаем тонны путеводителей, усаживаемся вместе и набрасываем точные планы того, что бы мы хотели увидеть. В это время наш тур-менеджер учитывает все наши пожелания и устраивает даже время саундчеков так, чтобы мы с Эскилем могли беспрепятственно облазить все музеи и объездить на такси все достопримечательности".
      Но и Клас до сего дня всегда настаивал на одной особенности, о которой также можно узнать из DVD Ковенанта. "Всё равно, дома или во время турне, Клас каждый день идет плавать в естественных бассейнах", - рассказывает Эскиль. - "Даже при выборе городов и местностей всегда предусматривалось, чтобы Клас имел возможность на следующее утро поплескаться в воде. Поэтому озера, насколько это возможно, должны были находиться поблизости". На DVD "In Transit" можно видеть, что Клас ныряет даже в заледеневшее озеро. Ага, истинный швед, - кивает Эскиль. "Тело выдерживает такие температуры только тогда, когда человек практикует подобное занятие каждый день. Только в этом случае можно привыкнуть к ледяному холоду воды".
      Все эти впечатления делают DVD "In Transit" чем-то более особенным, чем просто рядовой DVD-релиз. "Для нас это было важным", - подчеркивает Эскиль. - "Мы - настоящие DVD-фрики. Прежде всего нам нравится смотреть фильмы из разряда научной фантастики. "Blade Runner" - один из наших абсолютных фаворитов. А кто дома охотно и с удовольствием смотрит множество фильмов, тот не может предаться бездушной работе. Иоакиму еще в самом начале пришла в голову идея снять roadmovie, чтобы люди тоже увидели, как оно всё обстоит за кулисами. Большинство засунуло бы это в конец DVD в качестве бонус-материала, но для нас это так же принадлежит туру, как и сами выступления на сцене".