28.06.2002. Toronto. Synth Pop Goes The World Music Festival

2002 © Behemoth, Ukrainian Gothic Portal

      Итак. Торонто. Канада. 2002 год. Конец июня. Жуткая влажность и 30 градусная жара. В городе идет забастовка мусорщиков.
      Начало крупнейшего в Канаде электронного действа Synth Pop Goes The World Music Festival. По заранее согласованному с организатором сего шоу Лойдом (DJ Lasarius) планом я приехал в танц-зал Palace Royal еще в полдень получить press-pass и посмотреть на первые саундчеки.


      28.06.2002

      День первый безусловно проходил под знаком Германии. У всех команд, кроме мастеров шведского intelligent-industrial Covenant, было немецкое происхождение. Даже местные Die Roboter отличались отменным немецким языком. Саундчеки проходили по следующей схеме: кто играет последний отстраивается первый и так далее в том же порядке. Из всех электро-героев не поддался жаре только мужественный лидер Covenant Eskil. Швед выглядел трезвым и подтянутым и стойко выдержал затянувшийсдя саундчек, чтобы затем исчезнуть в липком торонтийском мареве, появившись на сцене только поздно вечером. Все остальные настройки прошли довольно быстро. Немецкие гости, разомлевшие от местной жары и пива в шортах и майках, а то и топлесс (как Andy, вокалист Melotron) резвенько прогоняли по одной песенке и скоро возвращались под вентиляторы и к холодному пиву.
      Перед обьявленным на шесть вечера открытием фестиваля на улице собралась довольно внушительная очередь. Самые настойчивые начали бродить возле площадки еще часов с трех, чтобы оказаться в голове почти 400 метровой очереди. Охрана, состоящая исклучително из готов (!) запускала человек по 5-6 за раз и все было предельно спокойно и культурно. Забегая вперед, надо сказать, что вечер прошел без эксцессов и было забавно наблюдать несколько озадаченные лица наряда полиции, привлеченного столпотворением крайне неформально одетых людей, и не нашедших, к чему бы придраться.
      Ровно в 6:30 на сцену вышли Die Roboter и отыграли довольно ровную программу, состоящую из caver'ов Kraftwerk. Сюрпризов не было. Перепевки шли один в один к оригиналу. Порадовало клиповое видеосопровождение и стильность костюмов - доброе старое техно-ретро. Скорее всего порядок выступления групп в этот вечер зависел от степени их популярности в местных клубах, так как от первой банды завелись только местные фаны.
      Вторыми на сцену вышли Melotron, очевидно, также пока малоизвестные еще на североамериканском континенте, но сумевшие завести народ так, что последующим командам только и оставалось что наращивать обороты. Andy, лидер группы, спел все свои немецкоязычные боевики и в этот раз более всего напоминал легендарного Дэвида Гейхана. Бесспорно Melotron заставил обратить на себя внимание тех, кто и не догадывался о существовании этого проекта.
      Следующими Торонто стали завоевывать другие немецкие парни: дует T.O.Y.. Ребята несколько облегчили свой звук, но по-прежнему они одни из фаворитов канадских электро-фанов. Плотная программа. Зал ни на секунду не прекращает восторженно реветь. К сожалению, были исполнены только новые тоевские вещи и две из еще только репетируемого альбома. Лирика - очень неземная и космически ориентированная. Никакой мистики и ангельских заморочек. Было ушедшие со сцены ребята вернулись и спели на бис пожалуй гимн всего фестиваля - "We Are Electric".
      Предпоследними на уже порядком уставших торонтийских меломанов выплеснулись не менее легендарные Beborn Beton. Надо сказать, что парни очевидно плотно осели на североамерикансом континенте: Beborn Beton только что выпустили двойной альбом специально для нового света. Надо заметить, что имидж Beborn Beton был наиболее схож с cyber-goth одеждами присутствующих в зале и напоминал таких звезд североамериканской темной сцены как Godhead. Группа уже основателно переключилась на английскую лирику и было спето всего две немецкоязычных вещи, последняя на бис - известнейший немецкий танц-хит "Wilder Schmetterling".
      И вот наконец на сцене появились безусловные короли вечера - аристократы духа и повелители звука Covenant. Eskil был бодр, и, несмотря на жару, вышел на интро в костуме-тройке (!). А дальше пошел драйв, с трудом ожидаемый от безукоризненно одетых и причесанных потомков холодных викингов. Зал буквально стоял на ушах от восторга. Новые песни из готовящегося к выходу CD воспринимались не менее отменно, чем старые и любимые. 12 супер-убойных вещей в очередной раз доказали, что Covenant по праву в первой мировой десятке и их приезд (уже четвертый по счету) был ожидаем не зря.


      29.06.2002

      День второй. Видимо жара и некоторый нездоровый запах в воздухе сделали свое дело и я проспал. В итоге на саундчеках удалось застать только первые 3 группы (все в обратном порядке, если помните). Очевидно собрать уж очень большое количество звезд первой величины и при этом сохранить достаточно приемлемые цены на билеты - даже для канадцев дело непосильное и поэтому из 5 групп второго дня только две - Mesh и And One можно было смело назвать грандами жанра. Американцы Cosmisity, открывавшие концерты, показали откровенно комерческое диско, да и к тому же несколько самодеятельный настрой - этакие мамас энд папас à la 2000. Публика откровенно зевала и прибывала в процессе набирания градуса.
      Вторыми на сцену вышли канадцы The Spoons. Что делала эта группа, игравшая некую смесь арт- и софт-рока на electro-фестивале, для меня загадка. Устроители пожимали плечами и говорили, что это местная легендарная команда, игравшая synth-pop еще в начале 80-х. Но то ли тогда это был не synth-pop, то ли им надоела электроника, но зрители получили нечто отдаленно напоминающее Yes и The Mission. Народ продолжал пить и ожидать хедлайнеров вечера. Надо сказать, что мне временами становилось откровенно скучно и я спускался вниз - в предбанник гардероба, где уже второй день постоянно, сменяя друг друга, шли DJ-сеты ведущих жокеев Северной Америки. Вот, где можно было услышать то, что в обычном готик-клубе поставят крайне редко, и то после длительного понукания.
      Наконец на сцену вышли Psyche - канадо-немецкий дуэт, играющий ровный клубный EBM. Народ оживился и начал подтягиваться к сцене. Psyche отыграли достойно, но как-то не запоминаюшеся, но народ наконец-то завели. То, что в первый день случилось через полчаса после начала действа, на второй наступило только через 2,5. Жара, пиво и скука сделали свое дело и некоторых пьяных готов потянуло на воздух. Не замедлила появиться и карета скорой помощи - кого-то начали экстренно приводить в чувство.
      На экранах пошли логотипы Mesh и английское трио начало свою атаку на Торонто. Ребята хоть и не считают себя частью сцены, но вполне резво и тяжело пропахали мозги присутствующих, не забыв и глаза, сопровождая шоу клиповой поддержкой с двух параллельных экранов. Очень технично отыграв более часа, Mesh спели на бис аж две вещи, и поблагодарив зал даже и на русском, удалились со сцены.
      Народ предвкушал апогей в лице And One. Еще в первый день я спросил у них, как им в Торонто и где лучше - в Канаде или в Москве. Ребята сказали, что в Москве было Ok, но в Торонто куда лучше - ну им виднее. В воздухе отчетливо запахло арийским духом. В толпе замелькали немецкие флаги. И And One выдали лучшее шоу всего фестиваля (говорю это, забегая вперед). Народ услышал все боевики группы, увидел почти театральное шоу и проникся духом электронного холокоста, ради чего было не жаль заплатить $80 за билет. Даже те вещи, которые на последнем CD группы "Virgin Superstar" звучали не очень напористо, на сцене громили серое вещество зрителей в пух и прах. От такого напора вышли из строя даже микрофоны и после небольшого перерыва, который был заполнен пением а капелла (!), And One спели cover Alphaville - "Big In Japan". И уж под самый конец And One сыграли самую их хитовую вещь периода 2001-2002 - "Panzermensch". Счастье было взаимным.


      30.06.2002

      День третий. Очевидно, некоторая незаполненность второго дня заставила организаторов извлечь некоторые уроки и последний день фестиваля стал поистине праздиком хорошей музыки и вкуса.
      Вечер открыли американцы New Clear Sky. Трио в строгих костюмах заполнило танцзал начала 20 века звуками intelligent-goth-electro. Лидер группы Роберт вполне мог бы состязаться по мелодичности с A.Veljanov'ым. Следует отметить оригинальный cover на Black Sabbath's "Paranoid". 40 минут электро-хоралов положили отличный зачин. Почти без перерыва следом на сцену вышли члены еще одного проекта из Северной Америки - Red Flag. Группа уже достаточно зрелая и известная как дома, так и в Европе. Музыка варьировалась от dark-electro до rock/industrial. Американцы сыграли cover на Led Zeppelin - "Stairway To Heaven". Публика завелась основательно и бодро танцевала как возле самой сцены, так и по всему залу.
      Следующими появились на сцене музыканты из Clear Vision - очередной студийный проект музыкантов из Haujobb и Beborn Beton, да еще и усиленная живым ударником - специально рекрутированным в Торонто. Атмосфера наполнилась раскатами dark-groove-techno-beat. При 30-градусной жаре это еще сильнее раскалило аудиторию и очередь за пивом стала почти бесконечной.
      Вечер неумолимо несся к финалу - на сцену вышла культовая уже в Северной Америке группа Assemblage 23 во главе с mastermind - Томом Шеаром. Боевики шли один за одним, было спето и несколько новых композиций, готовящихся к выходу только осенью. Зал неистовствовал. И, наконец, последними, логически завершив сверхуспешный вечер, появились трое молодых музыкантов из Норвегии - Icon of Coil. Ребята отлично отыграли заключительное шоу фестиваля. И, пожалуй, это было самое интересное выступление после And One. Чистое мастерство, юношеский напор, безупречный подбор песен. Норвежцев аж два раза вызывали на бис, и каждый раз уставшие, но довольные digital vikings выдавали нам северный электронный напор.
      Думается, что никто не будет спорить, что фестиваль удался и такоe подобное будет происходить еще и еще.