10.12.2005. Москва. Точка. Synthetic Snow Festival

2005 © Dreamer, Russian Darkside e-Zine

      Synthetic Snow III вызывал двойственные предчувствия. С одной стороны, нужно еще поискать одновременное выступление команд такого уровня на московской сцене. С другой стороны, Dive и Combichrist это жесть, сложно совместимая с общим синти-фьюче-поповым направлением фестиваля (по крайней мере, предыдущих). К тому же специфика музыки упомянутых коллективов наводила на мысль, что инструментального перформанса, как такового, будет мало. Забегая вперед, скажу, что мои опасения частично подтвердились.
      Тактически опоздав на полчаса к выступлению первой команды, я вошел в клуб, когда на сцене уже стояли в боевой готовности три музыканта в строгих одинаковых черных пиджаках, красных галстуках и черных перчатках. Минут через пять они заявили, что являются командой киборгов под названием C_File (несколько неблагозвучно произносящимся, на мой взгляд), вокалист забавным просительно-игривым тоном произнес "может быть, вы все-таки потанцуете?", и группа начала играть. Также в команде был гитарист, который все выступление провел в одной скрюченной над своим инструментом позе, и клавишник, который начал выступление со сварочными очками на лбу, но потом их снял, вместо того, чтобы надвинуть на глаза, чем разочаровал - киборги они или нет, в конце концов? Вокалист выглядел довольно комично, он был похож на одного моего знакомого, такой же плотный и с небольшой бородкой, и производил странные телодвижения, более всего напоминающие показательную пионерскую шагистику. На одной из композиций он прикрепил к ладони лампочку и некоторое время изображал свет в конце туннеля (вообще там по тексту был смысл, но я его уже забыл), на другой - достал мешочек с неким сыпучим содержимым неизвестного происхождения и щедро осыпал им зрителей. Вообще-то не обращайте внимания на такой сатирический тон описания этого выступления, в целом оно получилось вполне на уровне, музыка нормальная, тексты тоже, единственный минус - очень яркие вспыхивающие лампы, из-за которых смотреть на сцену скоро пропало всякое желание. Просто такое вот несоответствие имиджа и поведения музыкантов создало совершенно несерьезное впечатление. При этом группа в чем-то предвосхитила подобный ход вышедших затем на эту сцену знаменитостей - но об этом позже.
      Неонавт пролетел как-то совершенно незаметно. Коротко назвались, сыграли песни три, резко закончили и молча ушли со сцены. Было их также трое, в том же составе - клавишник, гитарист и вокалист - ну, разве что вокалист периодически тоже прикладывался к клавишам, причем прикладывался мощно, с явным намерением свернуть дорогостоящую аппаратуру с подставки на голову зрителям. Мне, как это обычно бывает, показалось, что я их (музыкантов) уже где-то видел. Это была, наверное, самая мягкая музыкально группа, тоже вполне приятная на слух.
      На этом этапе окончательно выяснилось, что приход на полчаса позже оказался действительно опозданием (что даже радует, в кои-то веки концерт начался вовремя), так как никакого Позитивного Будущего я так и не увидел, а к выступлению готовился музыкант, ради которого я в первую очередь пришел на этот фестиваль - Дирк Ивенс, "человек и пароход", влияние которого на индустриальную сцену, как это принято говорить, трудно переоценить. Подготовка, собственно, заключалась в освобождении места от аппаратуры, так как вся "техника" Dive уместилась в небольшой сумке (я так и не увидел, что она из себя представляла). В процессе аплодисменты сорвала уборщица, вышедшая на сцену смести рассыпанную C_File субстанцию.
      Dive поначалу произвел странное впечатление. Ивенс, окутанный дымом, весь в черном, будто не находил себе места на сцене, аритмично дергаясь, кажется, даже безотносительно звуку, он кричал текст в микрофон, обращаясь не к публике, а куда-то поверх нее, к звукорежиссерской будке, может быть. И только после нескольких песен я как-то сразу, вдруг, поймал такт его движений, которые выделяли не совсем привычные моменты музыки не совсем привычным образом, только первый удар цикличного бита, или его обрыв, и никогда ни одно движение не было повторено, не ритм владел Ивенсом, а строго наоборот. Колонна белого дыма, Ивенс, в своих постоянных бесцельных перемещениях по сцене, в стробоскопическом освещении, под сложный оглушающий ритм без намека на какую-то мелодическую составляющую. Это было по-своему необычно и красиво. Однако, взаимодействие со зрителями, исключая пару автографов в паузах между даже не песнями (они практически отсутствовали), а вокальными партиями, почти отсутствовало. Ну, еще розочку ему подарили. Выступление Dive было некоей вещью в себе, выбивающейся из стилистики фестиваля, из концепции стандартного концерта, и оно было, пожалуй, самым запоминающимся событием вечера.
      Спев песенку на бис, Дирк Ивенс покинул сцену, и начались приготовления к выступлению Combichrist. Приготовления заключались в получасовых попытках устойчиво поставить старый квадратный деревянный столик на возвышение на сцене. Это интриговало, но объяснилось более чем прозаично, когда техник водрузил на него ноутбук и звуковую панельку. Немного после этого потормозив, на сцену вышли музыканты.
      Сразу честно скажу - Combichrist мне не нравится. Их музыка кажется мне тупой и безыдейной. Концерт ничего позитивного к этому мнению не прибавил. О нем просто нечего рассказывать. Если кто был на концерте Funker Vogt - все было точно так же, только у ответственного за звуки вместо лампочки и синтезатора был ноутбук, а у вокалиста вместо маскировочной раскраски рана на виске и кровь по всему телу. Вокалист прыгал по сцене и обливал зрителей водой из бутылки, второй участник колбасился за столиком, но ничего полезного, по сути, не делал. Публику они, конечно, завели, но смотреть было не на что.
      Подготовка к выступлению Covenant не то, чтобы интриговала, но порадовала, так как на сцену вытащили две штуки, по которым я уже успел соскучиться - синтезаторы. В процессе настройки аплодисменты последовательно сорвали оба клавишника группы и снова уборщица (C_File постарались на славу). И вот - вышли хэдлайнеры.
      Covenant порадовали. То ли это продуманный имидж, то ли парни действительно сообразили на троих перед выходом (а может, и то, и другое), но вели они себя как-то немного не так. Один клавишник, закутанный в длинный плащ и перепоясанный широким ремнем, в противоположность своему суровому облику в свободное от клавиш время радостно прыгал на заднем плане, размахивая руками, или подпевал вокалисту, сидя на краю сцены. Другой клавишник, в строгом костюме, очках и с бородкой, ответственный также за фильтрованный вокал, в конце концов так увлекся этим вокалированием, что запутался ногами в стойке микрофона, а может, просто не удержался на ногах, так как амплитуда его раскачиваний была весьма широкой, и рухнул вглубь сцены. Сам вокалист, обликом являющий классическую утонченную творческую личность, в промежутках между задушевным пением иногда увлеченно хэдбэнгил и один раз таки завалился в зрительный зал. Все это сопровождалось забавным заигрыванием, как между очень близкими друзьями, то голову на плечо положат, то обнимутся, то рожи друг другу построят. В общем, поведение группы можно, наверное, охарактеризовать как мягкое интеллигентное раздолбайство. Кстати, происходило это все при относительно слабом освещении, в отличие от всех остальных выступлений, хотя видно все было довольно хорошо. Что у Covenant подкачало, так это звук - выкрутив еще на Dive громкость на полную мощность (что вполне объяснимо, их так и надо слушать), звукооператоры видимо забыли закрутить его обратно, и басы буквально захлебывались, уродуя композицию за композицией. Это был главный минус, наверное, всего фестиваля.
      К тому времени, как Covenant ушли с первого выхода на бис, было почти полпервого ночи, и я поспешил к выходу, пропустив второй выход, о котором узнал уже позже "из газет". Вот как-то так, без начала и конца, прошел для меня этот странный, жесткий, непохожий на предыдущие третий московский фестиваль Synthetic Snow. Ну и правильно, что непохожий. Иначе было бы неинтересно.
      Выражаем благодарность Russian Synth Community за предоставленные аккредитации.