10.12.2005. Москва. Точка. Synthetic Snow Festival

2005 © MadMax2, Russian Gothic Page

      В осенне-зимнем сезоне 2005 года московская клубно-концертная жизнь была очень интенсивной, концерты западных "шварцсценовых" исполнителей и всеразличные мероприятия следовали одно за другим и организаторы оных буквально наступали друг другу на пятки. За совсем небольшой промежуток времени перед московской публикой успели выступить Laibach, Die Krupps, Colony 5, Melotron, Diorama, Mlada Fronta, The 69 Eyes, Allerseelen, KMFDM, Sanguis et Cinis, Katatonia, Tiamat, Megaherz... в общем, целая обойма как звезд первой величины, так и групп рангом пониже, но тоже весьма достойных и интересных. И это не говоря о регулярно проходящих вечеринках и концертах локальных коллективов. Конечно, сей факт не может не радовать, единственный вопрос - где почтенной готической и индустриальной публике найти достаточное количество денежных средств и свободного времени на все предлагаемые ей зрелища и развлечения? Да и промоутерам приходится изрядно попотеть для привлечения посетителей и понервничать на счет своих финансовых вложений и затрат - не секрет, что многие из подобных "привозов" приносят им одни убытки.
      Russian Synthpop Community, организаторы Московского Международного Фестиваля "Synthetic Snow", давно зарекомендовали себя двумя предыдущими успешно проведенными фестами и многими другими интересными "привозами". Вот и в этот раз ими были удачно выбраны западные хедлайнеры и уже за полтора-два месяца народ на форуме и в дневниках стал активно выражать свои восторженные эмоции по поводу приезда новомодных индустриальщиков Combichrist и старых синтипоп-любимчиков Covenant.
      Нетрудно догадаться о негласной конкуренции организаторов "Synthetic Snow" и другого, тоже "московского международного электронного" феста - "Маy Thunder" (или "Майский Гром"). Пока что в масштабности и размахе "майтундерсы" делеко переплюнули всех и вся, забабахав 2-х дневный "May Thunder 2: The Wind Returns!" с обоймой из 18-ти (!) участников в первый "синтипоп-день" и готами Das Ich во второй. "Синтетический Снег № 3" ограничился одним вечером и шестью группами - помимо вышеупомянутых Combichrist (Норвегия) и Covenant (Швеция) были заявлены Dive (Бельгия), а также три московские группы - Future Positive, C_File и Неонавт.
      На первый взгляд, нам предлагалась очень достойная международная программа, однако, глядя на перечень фестивальных названий нетрудно заметить, что если зарубежные гости Combichrist, Covenant, Dive не нуждаются в дополнительных представлениях, то российские участники Future Positive, C_File и Неонавт явились загадочными "темными лошадкам", малоизвестными абсолютному большинству посетителей. Лично я очень живо интересуюсь отечественной синти-электро сценой, но должен признаться, что не считая демо Future Positive, ранее этих групп ни на записях, ни живьем мне слышать не доводилось. Опять же, памятуя о ярких выступлениях русских групп на "Майском Громе" и приняв во внимание фразу из фестивального пресс-релиза о том, что (цитирую) "концепция Moscow Synthetic Snow Festival заключается в знакомстве российской публики с лучшими представителями зарубежной dark-scene, а также с молодыми отечественными командами этого направления" (тоже, надо думать, не самыми худшими), я с большим интересом ждал русской части программы.
      Поэтому я очень спешил попасть в этот вечер в "Точку" к самому началу программы, которую открывали как раз три наших коллектива - но увы, обстоятельства сложились так, что первую группу я пропустил, застав лишь "хвостик" выступления Future Positive. Надо заметить, что лайв Future Positive начался в 18:45 и в это "детское время" народ еще только-только подтягивался в клуб. Группа героически отыграла перед полупустым залом, а вокалист пытался подогреть и расшевелить немногочисленную публику не очень-то уместными возгласами "подтягиваемся ближе к сцене!", "не стоим - танцуем!". Я не успел по достоинству оценить творчество FP, но то, что удалось услышать, чем-то напомнило мне Module.
      Кстати, отмечу особенности фестивального оформления "Точки". На сей раз на сцене не было большого проекционного видео-экрана (как на "Майском Громе 2"), весь бэкстейдж занимала гигантская эмблема "Synthetic Snow III"- с красно-черными полосами и белыми шестернями индустриальных снежинок. Такие же мрачноватые транспоранты чуть поменьше, но все равно очень внушительных размеров, красовались по боковым стенам, а с потолка свешивались белые полотнища с "железным кулаком" - устрашающим символом Russian Synthpop Community - да, с наглядной агитацией и саморекламой организаторы постарались на славу.
      После выступления FP наступила пауза, поразглядывав зал под ритмы негромкой фоновой музыки, я перешел в бильярдную и увлекся общением со знакомыми. Резко возросший уровень громкости "бух-бух-бух", доносившихся из зала, возвестил о начале выступления C_File. Я резво направился к сцене, и был весьма удивлен, обнаружив на ней... пять человек в одинаковых строгих официальных костюмах, стоявших в ряд. Вот дела... Только несколько секунд спустя я сориентировался в окутавшем сцену дыму и сообразил, что два "пиджака" по бокам - это охранники, следившие за боковыми входами на сцену, а троица "пиджаков" посредине - собственно сами C_File, видимо решившие хотя бы посредством сценического имиджа встать в один ряд с Covenant. И мне кажется, делать им этого не стоило - их костюмы, конечно, вполне бы сгодились для выпускного вечера, но ковенантщики одеваются у несколько более стильных и гламурных кутюрье. C_File играли прямолинейный гитарно-электронный кроссовер, как и положенно для "музыки прямого действия" с акцентом на агрессивность и брутальнось, а не на мелодизм. Плюс звук в зале был выстроен так, что буханье прямой бас-бочки довлело над всем остальным, вокал не особо впечатляющий и слова различить было сложно. Вокалист, помимо пиджака, облаченный в кожаные перчатки, очень экзальтированно рубился на сцене, а на одном из скоростных дигитально-хардкорных треков, разгорячась не на шутку, понесся рысью и преподал публике настоящий урок по общеукрепляющему бегу на месте. Молодец - спортсмен! (Только спортом лучше все-таки заниматься в удобном снаряжении и в соответствующем месте.) Да, а под конец C_File зачем-то разбросали по сцене и по первым рядам публики некие мелкие пластиковые белые шарики, долженствующие символизировать то ли "синтетический снегопад", то ли метанье бисера перед сами понимаете кем... (Потом я еще вернусь к этому рассыпаному бисеру, сыгравшему свою роковую роль в выступлении Covenant.)
      После очередной непродолжительной фоновой музыкальной заставки на сцене возникли следующие участники - еще одно трио - группа Неонавт. Гмм... даже не знаю, что тут и сказать - я совсем не понимаю, что эта троица в растянутых свитерах мышиного цвета и с такой же невнятной и серой русско-роковой музыкой с закосом под Мумий Тролль забыла на "фестивале электронной музыки"? Скорее уж им надо играть на каких-нибудь "Крыльях", только их туда никто никогда не возьмет.
      Тем временем, количество народа, подтягивающегося к выступлениям западных звезд, явно увеличивалось - не то, чтобы в клубе яблоку негде было упасть, при желании можно было вполне протолкнуться хоть к самой сцене - но в общем, очень неплохая заполненность. В толпе можно было видеть как и нейтрально одетых поклонников синти- и индастриал-музыки, так и более ярких персонажей в готическом имидже - и те, и другие наблюдались примерно в равной пропорции.
      Открывать западную часть программы выпало на долю Dive. Так уж сложилось, что у нас большинству электрофриков это название знакомо куда меньше, чем те же Covenant и Combichrist. (Меня совсем не удивила фраза одного знакомого - "О, какая у Дайва жесткая музыка, а я думал это синтипоп!".) Для западной аудитории названия Dive, Skinny Puppy, Front 242 стоят в одном ряду, Дирк Ивенс, начавший освоение территорий индустриальной музыки еще в 80-х годах прошлого века - фигура уважаемая и даже культовая. В марте 2004 года мы уже могли быть свидетелями выступления Dive в клубе "Roxy". Во многом нынешний лайв перекликался с прошлогодним - Дирк Ивенс выступает в одиночку, под честную "минусовку" - то есть живьем идет только вокал. Монотонный и однообразный саунд Dive, строящийся на стыке EBM старой бельгийской школы и новомодного power rhythmic noise, Ивенс превратил в достоинство и своего рода фирменную фишку, компенсируя минимализм и скудость стиля бесконечным драйвом. И сами композиции, и припадочно мигающий свет стробоскопов, и дико энергичные сценические буйства Ивенса практически не отличались все 30-40 минут действа, но в целом шоу завораживает и гипнотизирует своим диким драйвом - ну или не оставляет равнодушным по крайней мере. Под неумолимо долбящий "жесткач" (с кристально чистым звуком, кстати), облаченный в скромную черную рубашку Ивенс безостановочно метался, не теряя при этом некоторой грациозности, с микрофоном по сцене - как неутомимый живчик-терминатор, он не проявлял ни малейших следов усталости от интенсивной физической нагрузки и с удивителной легкостью держал в напряжении и накале взмыленную толпу перед сценой. А почти сразу после концерта, свежий и невозмутимый, как будто и не выступал, он раздавал автографы и общался с фэнами. Даа... вот что значит пить минералку, не курить и вообще вести здоровый образ жизни - результат на лице в 40 с гаком Ивенсовских лет.
      Что и говорить, культ есть культ - я имею в виду Dive. Было интересно взглянуть, как же молодые и горячие неофиты Combichrist проявят себя в жестком и бескомпромиссном нойз-индустриальном экшне? Особенно было любопытно, как же, говоря словами пресс-релиза феста, "Combichrist шокируют публику своим нестандартным сценическим имиджем"? Ибо черные рубашечки это, конечно, хорошо... но как же они уже достали на сцене клуба "Точка"! Почему практически все музыканты, которые ездят к нам, не берут с собой тех нарядов, в которых выступают у себя!?
      Увы - весь "нестандартный сценический имидж" Combichrist - помятые и вылинявшие милитари-рубахи и штанцы, плюс налитый на голову и шею красный грим, символизирующий кровь, и блуждающая идиотская улыбочка в стиле "Ой, я контуженный солдат, извините, я плохо соображаю, позвоните скорее 911 и вызовите врача!". Это касалось собственно фронтмена Andy La Plegua, участника Combichrist из группы Icon of Coil. Откуда взялся на сцене второй чел осталось покрытой мраком тайной - ибо он был никаким не участником Combichrist, а Shaun Frandsen'ом, лидером собственной американской группы Glis, никакого отношения к Combichrist не имеющей. Кстати, пару месяцев назад этот самый Glis тоже выступал в Москве, в маленьком клубе "Матрица". Народу на том концерте было, как говорится, что кот наплакал - я полагаю, что бедолага Шон просто не наскреб денег на обратный билет и надолго застрял на чужбине... и тут представился шанс подработать на концерте у Combichrist и наконец-то заполучить денег на вожделенный билет в родные США! Шон так старался на сцене, так истово крутил головой и что было мочи лупасил руками по ноутбуку! (а вернее рядом с ноутбуком - вещь-то дорогая...) Ерунда, что и группа чужая, и ноутбук не подключен ни к чему, только заставка мигает - главное, что родные гамбургеры и Coca-Cola - вот они, уже почти осязаемые!
      Но шутки в сторону. Говоря сухим языком отчета, Combichrist подсунули нам лажу с "минусовкой" и с составом - во-первых. Во-вторых - гамбургеров и кока-колы на самом деле меньше надо потреблять - выскочивший поначалу этаким резвым прыгучим бодрячком-боровичком, Ла Плегуа уже к концу первой песни был мокрый как мышь, пот лил с него в три ручья, а от его резвости не осталось и следа. В отличии от Ивенса, его хватило только на то, чтобы весь концерт вперевалку ходить от одного края сцены к другому, а также подвергнуть риску здоровье слушателей, учинив стэйдждайвинг и обрушив со сцены свою тушку на хрупкое тельце зазевавшейся девчушки в первых рядах.
      Я что-то забыл? Ах да, музыка. Это была "минусовка" альбома "Everybody Hates You", мне он не очень нравится.
      И вот, не дав собравшимся заскучать от стилистического однообразия, старые и молодые нойз-террористы уступили место хедлайнерам феста в лице народных синтипоп-любимцев шведов Covenant. Мне довелось побывать на московском концерте Covenant 2003-го года в клубе "Дефиле" и сразу скажу, что теперешнее выступление однозначно мне понравилось на порядок больше. Возможно, причиной тому были меньшие размеры клуба и низенькая сцена в "Дефиле". Музыка Covenant явно не страдает камерностью и, как показывает практика, чем больше под нее отводится места и пространства, тем лучше она воспринимается. Возможно, когда-нибудь шведы соберут даже "Олимпийский" - и это шоу будет еще эффектнее нынешнего. Итак, под восторженные возгласы разгоряченной толпы, в центре сцены появился фронтмен Eskil Simonsson, а клавишники Joakim Montelius и Clas Nachmanson заняли места за внушительными двухъярусными синтезаторными стойками. Одной из первых была объявлена и прозвучала композиция с готовящегося к выходу альбома "Skyshaper", судя по ней, мне показалось, что он обещает быть менее клубно-танцевальным, но с более сложным и "электронным" звучанием. Думаю, нет особого смысла перечислять сет-лист выступления, игрались практически все хиты с двух последних альбомов группы и несколько новых композиций. Было любопытно отметить некоторые перемены в имидже музыкантов - Eskil Simonsson, с зачесанными назад длинными волосами, вальяжным манерным видом напоминал избалованную поп-звезду, а Clas Nachmanson в своем застегнутом на все пуговицы плаще смахивал на агента из шпионского сериала. Музыканты держались очень живо и раскрепощенно, лично я усматриваю за этим большой сценический опыт, но некоторые злые языки нашли повод посудачить о количестве выпитого спиртного группой перед выступлением. Сюда же отнесу еще один забавный казус - как вы помните, я говорил о бисере или мелких шариках, разбросанных по сцене. В перерывах между группами частично их смела уборщица, специально вышедшая по данному поводу на сцену и даже сорвавшая аплодисменты и улюлюкания зала. Но видимо, что-то там еще осталось, так как один из клавишников завалился прямо посреди выступления, а охраннику пришлось придти ему на помощь. Но, как бы там ни было, эмоционально это было одно из самых сильных выступлений последнего времени, мне трудно сказать, какие из московских концертов synth/future групп были лучше - Melotron, De/Vision или Covenant - но здесь налицо был явный факт бурной восторженной реакции достаточно избалованной московской публики! Весь зал, как говорится, в едином порыве, с поднятыми верх руками резонировал в такт мощным импульсам энергии счастья и эйфории, волнами цунами изливавшейся со сцены! Естественно, музыкантов долго не отпускали и концерт затянулся намного дольше запланированного времени.
      Подводя итоги, замечу, что несмотря на некоторые минусы и огрехи, в основном касающиеся подбора русской части фестивальной программы, мы получили еще один интересный, насыщенный и запоминающийся праздник-фестиваль. Думаю, что одной из главных задумок организаторов было не зацикливаться на синтипоп-стилистике, а познакомить слушателей с электро-коллективами разной направленности. И эта задумка удалась. Спасибо Russian Synthpop Community за отличный предновогодний подарок! По всей видимости, мероприятие подобного масштаба мы вряд ли увидим до "Майского Грома 3" - посмотрим, чем нас постараются удивить и порадовать организаторы из May Thunder Promotion.