17.04.2007. Волгоград. Ибиса

2007 © Gerion, Metal Library

      Легкое интро – Dreams Of Covenant

      Когда много лет живешь, ограничивая свои музыкальные пристрастия рамками какой-либо сцены/культуры, полностью отождествляя свои идеи, взгляды и вкусы с господствующими либо общепринятыми в данной системе, порой тяжело бывает окунуться в культуру, существующую по соседству в территориальном смысле и часто соприкасающуюся (особенно в последнее время) с твоей собственной в плане музыкальном. Разум среднестатистического металлиста со страшным скрипом воспринимает музыку, созданную без участия гитар, а особенно музыку, созданную какими-то там бегающими по интегральным микросхемам электронами. Поэтому экскурсы на иные музыкальные просторы носят, как правило, эпизодический характер, напоминающий метания души пациента, лежащего в реанимации: забежит во врата рая, оглядится, убежит назад. При этом характерны комментарии: "ну, это я, типа, в детстве слушал, поэтому вот" или "да там с пацанами по пьяни включили – прикольно", – то есть присутствует некоторое подсознательное опасение либо "упасть" в глазах "коллег", либо разрушить устоявшиеся и закрепившиеся в голове и ушах типичные, родные и любимые музыкальные конструкции. Впрочем, очень надеюсь, что для населения старше двадцати подобные терзания не характерны. А если характерны, то следует стремительно с ними покончить – только так можно открыть для себя массу нового и интересного, от потрясающих в своей безупречности композиций до вагона положительных эмоций ежедневно.
      Именно такими путешествиями, что каждый раз сопровождаются новыми открытиями, для меня являются заезды на неведомую мне ранее территорию industrial – очень широкой музыкальной категории, охватывающей самые разные стили и подстили и не брезгующей выходить за рамки самой себя. Более того, в границах моего микрокосмоса подобные открытия носят буквально вселенские масштабы и судьбоносный характер, как палка-копалка для обезьяны. Самое интересное, что если сдерживать аппетиты, то получаемый кайф можно растянуть на неопределенное время – главное не злоупотреблять, принимать исключительно в гомеопатических дозах. При этом люди бывалые с легкой завистью будут, посмеиваясь, выслушивать ваши восторженные оценки очередного индустриального опуса. Бьюсь об заклад, зубр индустриальной культуры, с которым мне повезло общаться, чувствует именно это – для него это пройденный этап, а для меня новое открытие. И знаете, в рамках данной образовательной программы я делаю успехи, ибо уже в состоянии отличить "Sensor" Camouflage от "Sequencer" Covenant :).
      Походы на весьма значительные события, как концерты именитых индустриальщиков, для меня сродни полетам на выходные на соседнюю планету для отдыха после любимой работы. Или прыжкам во времени из эпохи расцвета металлургической промышленности в век высоких технологий. Другая музыка, другие люди, другой мир практически. При этом рассказывать про планеты Covenant и Haujobb и их, так сказать, роль в русской революции, смысла особого нет. Кто в теме, тот и так все знает, для всех остальных существуют безграничные просторы интернета. Скажу только, что фигуры на EBM-сцене более, чем значительные. Настолько значительные, что есть люди, которые отказывались посетить концерт, боясь разрушить божественные образы своих кумиров вульгарным созерцанием "живьем". На мой же взгляд, коли появилась возможность посмотреть героев в деле, а если получится, то и потрогать – надо идти. Сказано – сделано; и вот "Ибиса" в очередной раз распахивает перед нами двери.


      На входе и вообще – making ritual without noise

      Театр начинается с вешалки, клуб – с охранников.
      Охранники "Ибисы" – повод для отдельного разговора и объект обоснованных нецензурных ругательств. Уже наученные опытом, эти молодые люди знают, что на "неформатные" концерты в мажорный клуб для гламурных чуваков приходит... ммм... странная с их гламурной точки зрения публика. Поэтому в качестве защитной реакции на лицах одета маска презрения, а на языках вопросы-плевки сквозь зубы, типа "какого хрена ботинки звенят на металлоискателе?" Да, я не против безопасности, даже за, только вот лица надо попроще. О, на лицах, друзья мои, вместе с презрением ворочается вопрос: "Кто же это такие пришли, панки или скинхэды?" А центральная извилина выдавливает ответ: "Раз волосатые, значит скинхэды." И еще я подозреваю, что охранники "Ибисы" проходят специальный кастинг по росту и комплекции, потому что их физические данные никак не стыкуются с образом человека, обеспечивающего безопасность проведения массовых мероприятий. Тут подойдет только тактика стаи комаров при охоте на слона: главное, на землю повалить, а там ногами, ногами. Или до кнопки добежать, что нежелательно. Потому что приехавшие по вызову фанаты Slipknot, только в одинаковых масках, положат вообще всех, включая вызвавшего их любителя тыкать пальцами куда ни попадя. В общем, рожи (именно рожи, а не лица) надо попроще делать. Пренебрежительное отношение, конечно, не задевает напрямую, но очень неприятно, знаете ли. Старые-добрые набыченные лица были бы предпочтительней. Впрочем, сдается мне, когда клуб посещает "чиста ка-анкретный" контингент, поведение охраны меняется кардинально.
      Главное – в целом, обстановка была мирная, теплая и дружелюбная, и посетители, и охрана вели себя подобающим образом, несмотря на то, что под звуки несущегося из колонок жесткого бита хотелось сайгачить по танцполу что есть сил. С удовольствием отмечаем уже ставшее знакомым окружение и сетуем на знакомый режим мероприятия – целый час ничегонеделанья при крайне затрудненной возможности пообщаться. Но надежду на удачный вечер/ночь этим не убьешь, и вот начинается: Gnat.


      Gnat – стерильное небо и "Балтика 9"

      Нет, я их просто обожаю! Состав, надо полагать, окончательно устаканился в виде трио: добавился еще один клавишник в спецназовской маске. Ребятки из всех сил ударили очень мощным битом по бездорожью и разгильдяйству, от души приправляя его инфернальными блэковыми кричалками. Температурный режим на танцполе сразу подскочил до предельных отметок, только не все это почувствовали. Удивляет недостаток внимания широких масс к их творчеству. Gnat являются весьма удачным примером сплетения элементов из двух разных стилей, причем элементов не только музыкальных – это касается имиджа и атмосферы, создаваемой выступлением. Не всегда, правда, удается эту атмосферу поддержать на "живом" выступлении (и в этом мы сегодня еще убедимся) ввиду поглощения ее энергетикой, не свойственной студийной записи. А вы посмотрите на вокалиста – это же настоящий фрик! Его корячит совершенно искренне и неподдельно, он способен на прекрасные идиотские выходки – сразу чувствуется ценитель грайндкора и шизик. В общем наш человек! Даже и не могу сходу назвать ни одного местного коллектива, кто бы с такой отдачей преподносил свой материал. Поскорее отщелкав на фотоаппарате нужное количество кадров, я погрузился в звуки, издаваемые Gnat, и немного расстроился, что их выступление быстро закончилось. Вокалист, достигнув апогея изрыгаемых эмоций, повалился навзничь – это стало уже доброй традицией, завершающей сет. Все, как дикие, кинулись фотографировать. А я что хуже всех? Я тоже сфоткал, вот полюбуйтесь. Демонстрирую Gnat, как достопримечательность волгоградской сцены. На полном серьезе. Такой энтузиазм нужно приветствовать и поддерживать. Молодцы.


      Haujobb – союз жестяных бочек и ноутбука

      Совершенно новый для меня проект, представленный в данном случае в виде двух жестяных бочек, установленных на одном углу сцены, ноутбука на другом и Даниэля Майера между всем этим хозяйством, который в ходе выступления очень шустро скакал между своими орудиями производства. Началось все с небольшого атмосферного интро, под которое Майер, поколдовав над ноутбуком, сбацал на бочках несколько настороженно-маршевых ритмических рисунков, от которых на меня сразу накатило – вот он, настоящий индустриальный перфоманс, испытывающий тягу постучать по чему-нибудь, что по природе музыкальным инструментом не является. На мой неискушенный взгляд – отличный industrial с мрачной завораживающей атмосферой. Экстремизма, который демонстрировали Gnat, здесь, естественно, не было, но Haujobb брал совсем не этим. Музыка, словно туман, окутывала зал, пульсируя жестким битом, и сквозь этот туман Майер со сцены взывал к слушателям, будто слоганы выкрикивал. Очень хорошая и интересная музыка, отлично продуманный многослойный звуковой ряд. Достойное впечатление оставила работа Майера на сцене, успевающего шмыгать между бочками и ноутбуком, да еще и взывать к народу. Ни одного лишнего движения и никакой суеты, одно слово – профи. Между прочим, пока это все впечатления, ибо одного прослушивания для полной картины явно недостаточно.
      Во время сета Haujobb в зале был замечен вокалист Covenant и подвергнут насильственной фотосессии с незнакомыми ему людьми. А я выцыганил автограф.


      Neopolitika – пропавшие без вести

      Синти-поп бригада, объединяющая музыкантов из Москвы и Волжского, представила только три композиции. Вот уж не везет, так не везет: на первой же вещи возникли какие-то проблемы с программным обеспечением, в результате чего ритм пошел с непредсказуемыми заиканиями. К счастью, это дело довольно быстро устранили и дальше все пошло без эксцессов. Что сказать в целом? По сравнению с прошлым выступлением вместе с Das Ich, группа сделала не шаг, прыжок вперед, сравнимый с полетом на Луну. Композиции звучали более внятно, сформировано и целостно, а главное, очень даже приятно. Вокалист сильно продвинулся в плане голосовых данных: фальши, присутствовавшей ранее, как не бывало, благодаря этому материал можно было воспринимать, не морщась. Первые две композиции очень медленные и лиричные с очень привлекательной гитарой. Мелодии, выдаваемые гитаристом были столь легки и воздушны, что вызывали желание покурить шишек позабористей, лечь и расслабиться. Третья композиция оказалась очень бодрой и заводной, с удачно подобранными почти хитовыми мелодиями и незатейливой, но вменяемой лирикой – совершенно новое лицо группы, однозначно. Если таких номеров в дальнейшем будет больше, на Neopolitika обратят внимание более широкие массы. Пока остаются перспективные идеи, которым не хватает чего-то для полноценной реализации.


      Covenant – Ibiza is growing loud

      И вот после небольшого, но томительного ожидания на сцену вышли Covenant. Вместо отсутствующего в туре Нахмансона вакантное место занял Даниэль Майер. Грянули очень многообещающе с композиции "20 Hz". Было очень громко и при этом очень качественно. Звук и до этого был великолепен, но на Covenant достижения звукачей достигли своего апогея. Бухало так, что чувствовались все внутренние органы. При этом никаких перегрузов и каши, особенно поразило звучание вокала – потрясающий баланс с инструментальной частью, плюс красивый голос Симонссона сам по себе, живьем звучащий еще лучше, чем на записи. Бодро отработав "20 Hz", Covenant устроили полнейший ебеэмно-индустриальный дестрой на композиции "Feedback" – от такой мощи и напора я слегка опешил. Будучи знаком с ранним творчеством группы, более жестким по сравнению с последними работами, был поражен тому, как это может звучать на концерте. Конечно, керосину изрядно добавил клавишник Монтелиус, который при каждой удобной возможности дуром орал в микрофон. Вносил, так сказать, колорит. Еще одна особенность Covenant "живьем": sci-fi атмосфера, присутствующая на их альбомах, была развеяна к чертовой матери заводной и очень плотной EBM ритм-секцией. Очевидный плюс для концерта – поток изливаемой энергии увеличивается в разы. Отлично зажигал вокалист, не делая резких движений, как-то плавно и непринужденно пританцовывая, заводил публику. Но при этом жесткий бит заметно сглаживался вокалом Симонссона, вносившего в пульсацию лирические нотки. Вот на такой волне были исполнены хиты прошлых лет, равно как и вещи с последнего релиза "Skyshaper". Особенно подходящими для массового распевания были "The Men" и "Happy Man", лирика которых очень мала по объему, поэтому легко запоминается и подхватывается народом. Композицию "Happy Man" я не жалую, но куда деваться? Пришлось проорать вместе со всеми.
      Не устроил меня концертный вариант композиции "Tension" – в более угарном, может быть, "живом" варианте была потеряна оригинальность ритмики, вследствие чего испарилась и "цепляемость" композиции, ибо исполняется она, по большому счету, чуть ли не на одной ноте. А всякие мелкие нюансы, делающие ее просто великолепной на записи, "вживую" были утрачены.
      В ходе выступления хэдлайнеров счет времени был мной полностью потерян, знаю, что сет продолжался больше часа. Майером было еще раз продемонстрировано ударное мастерство на бочках, а чуть позже Симонссон в состоянии, как говорится, апофеоза апогея, залез на них с ногами.
      По окончании праздника на "бис" были исполнены уже упомянутая "Happy Man", "Dead Stars", "Figurehead". Уже под занавес Симонссон придумал шутку юмора: покинул сцену, где-то огородами обошел зал, затем, появившись с тыла, нырнул в толпу и начал врываться практически сам под себя. Очень интересно было наблюдать со стороны реакцию публики, которая последовала не сразу, ибо никто такого не ожидал.
      Вот так закончили свой сет и удалились в гримерку Covenant, оставив поклонников по инерции дрыгать конечностями.


      Тяжелое аутро и утро. We are happy men

      По правде говоря, я очень устал после этого мероприятия. В плане насыщенности программы концерт дает фору всем, имевшим место ранее, и, что нельзя не отметить, лично я остался довольным всеми четырьмя коллективами. До дома добрался лишь в половине третьего ночи. О том, что утром на работу, старался не думать.
      Я в одной умной книжке прочитал, что тело человека, будучи жидкой средой, подчиняется внешним звуковым колебаниям. Поэтому громкая музыка может чего-то там серьезно расстроить в организме, поскольку внешние ритмы не совпадают с внутренними. После концерта я чувствовал как раз обратное – музыка Covenant наилучшим образом слилась и с телом, и с душой, оставив исключительно приятные воспоминания о прекрасном шоу, прекрасной музыке и высокопрофессиональном ее исполнении. Из клуба я вышел в полном согласии духа с материей, мысленно чувствуя лежащий на сердце бессрочный членский билет фан-клуба Covenant. Поверьте, туда очень легко вступить – затягивает.
      Ориентировочный трэк-лист выступления Covenant, совпадающий на 99%:

1. Intro
2. 20 Hz
3. Feedback
4. Bullet
5. Tension
6. Tour De Force
7. Invisible & Silent
8. The Men
9. We Stand Alone
10. Ritual Noise
11. Stalker
12. Theremin
13. Brave New World
14. Call The Ships To Port
15. Happy Man
16. Dead Stars
17. Figurehead

      Автор выражает огромную благодарность Razgrom Promotion за предоставленную аккредитацию.