Антология Лучезарного Гештальта как альтернативного источника энергии

2005 © Алексей Морозов, Звуки.Ру


Светящееся Существо засмеялось. Остальные тоже -
всем очень льстило, что Светящееся Существо держит себя так просто.
Виктор Пелевин, "Фокус-группа"

      Для мальчиков и девочек, что красят губы гуталином (они полагают, видимо, что так быстрее вырастут в трупы), Lacrimosa - одно из обязательных понятий в базовом ассоциативном ряду, связанным с немецким языком и страной, давшей в общих чертах миру представление о сосисках, фюрере и жестких палках. Кроме "Лакримозы" он включает в себя следующие артикулы: нихт капут, нихт капитулирен, я-я штангенциркуль, них шиссен - нихт шайссен, Раммштайн, дас ист фантастиш герр официрен унд куры, млеко & яйки (англ. "sex, drugs & rock'n'roll"). Словом, "Лакримоза" - это боги посреди кур, млека и яиц. Небожителей двое, как собак, которых посылают в космос обязательно попарно, чтобы им не было скучно в предстоящей иссиня черной вечности. Зовут их Тило и Анне. С богом мужского рода нам намедни случилось поговорить. "Ты знаешь язык богов? - изумленно спросил Шестипалый. - Немного. Не перебивай".


      Звуки.Ру: Тило, давай, для начала, поговорим о вашем новом альбоме, вышедшим в этом мае. Есть ли что-то, что на твой взгляд отличает его от других альбомов Lacrimosa? Что, связанное с "Lichtgestalt", ты выделил бы лично для себя?
      Tilo Wolff: Творчество для меня - это, в первую очередь, мои стихи. Поэтому всегда, когда я пишу, для меня играет главную роль текст песни и те эмоции, чувства, которые я хочу выразить в них, и через них передать слушателю. Я, конечно, люблю мои предыдущие работы, но на этот раз, как мне кажется, эти эмоции, чувства удалось выразить в их чистейшем виде, не расплескав и не замутнив по пути. На мой взгляд, в этом альбоме много динамики; нам удалось собрать лучшие моменты прошлого Lacrimosa в какой-то новой атмосфере.

      Звуки.Ру: "Lichtgestalt" - это следующий "концептуальный" альбом? И если да, расскажи, пожалуйста, в чем суть "концепции", посыла, общего смыслового стержня этой работы?
      Tilo Wolff: В некотором роде. Это альбом о любви. О любви, как мне удалось ее понять за мою короткую жизнь. О боли и красоте, которыми она награждает человека.

      Звуки.Ру: Какой смысл сам автор вкладывает в название альбома - "Lichtgestalt"?
      Tilo Wolff: Их несколько. Первейший: мы, люди, и есть "создания света", "светящиеся существа". Мы отдаем этот свет, эти частицы себя, не только внутрь, когда заботимся только о себе, но и в окружающий нас мир. С другой стороны, мое "светящееся существо", которое видят люди - это наш Арлекин, изображенный в нашем лого. Это то, что видит человек, смотрящий на нас извне. Для него я и Lacrimosa - этот Арлекин. Человек получает информацию о нас - из прессы, по слухам - и видит Арлекина, а не то, что я на самом деле. И, наконец, это "светящееся существо" - это я: я создал его, я им управляю и я могу его уничтожить.

      Звуки.Ру: Вы снова воспользовались услугами "консерваторских" музыкантов?
      Tilo Wolff: Да, мы работали с филармоническим оркестром из Минска, с певцами и музыкантами оперы из Гамбурга.

      Звуки.Ру: Подавляющее большинство песен Lacrimosa - на немецком, и совершенно малозначительная часть - на английском, написанная, в основном, Анне. Ты никогда не испытывал искушения начать писать на английском, что, безусловно, расширило бы твою аудиторию?
      Tilo Wolff: Если быть откровенным, я не пишу для аудитории. Я вдохнул жизнь в нечто, называемое Lacrimosa, не для того, чтобы создать группу и добиться с ней успеха. Я хотел создать своеобразное звуковое оформление вокруг своих стихов. Если я начну писать только на английском, я потеряю свои корни, причину, по которой я начал писать стихи. Я не смогу выражать свои чувства так, как они рождаются в моей голове - на немецком. Есть, конечно, исключения. Скажем, "Shaman" [1] я написал на английском, потому что знал сразу, что это должна петь Анне, что у меня не получится правильно передать характер героя песни. Анне из Финляндии, и у нее нет зависимости от немецкого языка, неродного для нее. К тому же для нее действительно проще петь на английском. Это одна из причин, по которой некоторые песни были написаны мною все-таки на английском. Другая - есть некоторые вещи, которые невозможно выразить в песне по-немецки, но можно по-английски. Не поймите меня неправильно, немецкий - прекрасный язык, предоставляющий автору широкие возможности, но все-таки у него есть свои ограничения. Английский - более минималистичный и прямой язык, и такие песни, как "The Party Is Over", где по замыслу требовалось это качество, были написаны на английском.

      Звуки.Ру: Ты участвовал в качестве приглашенного музыканта на альбоме "Endorama" Kreator и даже снялся в видео на одноименную песню. Как сложился ваш удачный творческий альянс? Идея целиком принадлежала Милле?
      Tilo Wolff: Совершенно верно. Милле любит готическую музыку, ему нравится Lacrimosa, и когда он написал этот альбом, крайне экспериментальный для жанра, в котором он работает, - более мрачный, и в то же время, более легкий - он решил привлечь к записи человека непосредственно из среды готов. Он позвонил мне и предложил поучаствовать в записи. Я согласился с радостью - Милле талантливейший музыкант, многое сделавший для тяжелой музыки. Для нас было честью работать друг с другом. Я могу сказать, что мы друзья.

      Звуки.Ру: Lacrimosa никоим образом нельзя назвать "металлической" группой. И тем не менее, для записи своих альбомов ты постоянно привлекаешь музыкантов, имеющих сугубо "металлическую" репутацию. Это вызвано тем, что мир музыкального андерграунда в Германии крайне тесен, и не приходится выбирать из большого числа доступных кандидатов?
      Tilo Wolff: Отнюдь. Сцена большая и музыкантов множество. Но я всякий раз подбираю тех музыкантов, которые мне нужны для записи конкретного альбома. Для меня важно найти музыканта, который сможет прочувствовать и обыграть то, что я сочинил. На этом альбоме я работал с тремя разными ударниками, с разными гитаристами. Нет смысла записывать гитариста-гота на жесткой, тяжелой песне, равно как и "трэшера" на готической, плавной, тягучей композиции. И тот, и другой, разумеется, смогут сыграть предложенные партии, но с разным результатом.

      Звуки.Ру: Ты согласен с мыслью, что готическая сцена - это в своем роде продолжение, реинкарнация феномена декаданса начала 20-го века? Оба явления роднит философия депрессии и увядания...
      Tilo Wolff: Современное общество развивается в направлении, уходящем все дальше от действительных нужд человеческой души. Чувственность - это то, что мы утрачиваем, и именно вокруг чувственности построена вся готическая культура. Мы страдаем от нехватки любви. Я полагаю, стремление человека к богатству, власти или славе вызвано неосознанным желанием компенсировать недостаток внимания к себе со стороны людей. И чем больше человек обретает богатства, власти или славы, тем меньше он находит того, что он в действительности искал. Так вот, я полагаю, что такие культуры, как готическая, чем-то сродни вере в Бога, потому что врачуют душу, и очень важны в современном обществе.

      Звуки.Ру: Несколько недель тому назад я смотрел новости по телевизору. В них показали очередного "стрелка", который зашел в свой класс и расстрелял сверстников, таких же американцев, как и он. Он тут же покончил жизнь самоубийством или его застрелили подоспевшие полицейские. Репортер, прибывший на место события, сразу же отрапортовал в камеру, что покойный был склонен к депрессии, мало общался с товарищами, слушал готическую музыку и был неонацистом. - Все величайшие общественные пороки, вместившиеся в одну телесную оболочку. - Последняя сентенция журналиста меня крайне позабавила: чтобы представить нацистского гота, надо не иметь ни малейшего понятия о предмете. И вот в чем, собственно, вопрос. Тебе не кажется, что в общественном сознании готическую культуру сейчас выставляют как главное социальное зло среди молодежи - благодаря, главным образом, внешнему виду типичного гота? Что "готика" стала сейчас "врагом общества № 1", как когда-то им успели побывать хиппи, панки и металлисты?
      Tilo Wolff: Зрачок общественного мнения всегда имеет склонность фокусироваться на крайностях. И телевидение, радио, пишущая пресса помогают ему в этом, направляя, куда им нужно. Шок аудитории - их хлеб. Если бы тот репортер сказал в новостях, что должен сказать в этом случае нормальный, здоровый человек, а именно: "Нам очень жаль, что это произошло. Нам жаль, что погибли люди. И мы не знаем, что толкнуло этого парня сделать это", это не было бы никому интересно. Но если сказать с экрана, что убийца был нацистом, да вдобавок еще слушал готическую музыку, а еще страдал хандрой и еще у него был целый ворох проблем - из этого же можно сделать новость дня! Будь то готическая сцена, или металлическая или какая угодно другая, не рассматриваемая общественным мнением как "нормальная", привычная - для прессы это прекрасный материал, из которого можно слепить негативный образ, образ экстремиста и социопата. И так было, и так будет. С другой стороны, они все-таки способствуют тем самым популяризации этой культуры. Не знаю, как в России, но в Германии по телевидению можно увидеть некоторые готические группы. Это выглядит исключительно странно посреди всего этого R&B говна! Еще пару лет назад это было немыслимо - увидеть готов в "ящике".

      Звуки.Ру: Кто, на твой взгляд, был в 80-х родоначальником готической музыки?
      Tilo Wolff: Я бы сказал, что первым готом был Дэвид Боуи. Он заложил первый камень. С другой стороны, это были Joy Division. Они вышли из среды панков, но кроме этого, их другими идейными вдохновителями были Black Sabbath. Они первые привнесли в тексты и музыку своих песен эту мрачную сторону чувственности.

      Звуки.Ру: У вас очень грустная музыка. Если быть более точным - полная грусти музыка. Но в вашем лого изображен клоун, арлекин, которого ты уже упоминал. Что он был призван символизировать по твоей задумке, когда это изображение появилось на свет?
      Tilo Wolff: Он задумывался как мое своеобразное alter ego, визуализированный образ Lacrimosa. Наш автопортрет, образ Lacrimosa, какими бы мы хотели быть увиденными людьми. Арлекин, с одной стороны, - это тот, кто заставляет людей смеяться и забыть на время о суете своих жизней. Этот образ в чем-то срисован с Чарли Чаплина, величайшего клоуна и очень грустного человека. И это другая, обратная сторона Арлекина. Все великие комедианты были подвержены флегме, хандре и глубочайшей грусти. Рован Аткинс, создатель образа Мистера Бина, скажем, - исключительно мрачный человек, подверженный депрессии. Итак, Арлекин - это тот, кто дарит людям смех и любовь, но внутри него царит грусть. Я хотел бы, чтоб мою музыку видели именно такой.

      Звуки.Ру: У тебя было музыкальное образование в молодости? Когда ты взял в руки свой первый музыкальный инструмент?
      Tilo Wolff: Единственный инструмент, на котором меня учили играть - это труба. Впервые я взял ее в руки... О, боже мой!.. Кажется, мне было двенадцать. Но я не играл на трубе с тех пор, как перестал заниматься с учителем. Это было вечность тому назад. Очень трудно сочинять музыку на трубе, и я переключился на фортепиано. Так я и терроризировал мою семью, пытаясь извлечь что-то из своего пианино!

      Звуки.Ру: Lacrimosa относительно редко дает концерты. Как, на твой взгляд: Lacrimosa - это в большей степени студийный проект? Что доставляет тебе больше удовольствия: работа в студии или на сцене перед публикой?
      Tilo Wolff: Однозначно: работа в студии. Lacrimosa задумывалась мною как исключительно студийный проект. Так прошло три года, этот проект неожиданно набирал обороты, и я очутился на сцене вместе с сопровождающей группой. Обычно все происходит с точностью до наоборот: музыканты собираются в группу, играют концерты и, если успех сопутствует им, они попадают в студию. Так что мне приходится время от времени давать концерты. Но если бы завтра мне пришлось выбирать между работой в студии и гастролированием, я бы, не задумываясь, выбрал студию.


_______________

      [1] - Это интервью вообще довольно странное, и у меня, по правде говоря, возникло сомнение, действительно ли Тило Вольффу были заданы эти вопросы и не является ли это интервью целиком и полностью выдумкой г-на Морозова. То, что Тило назвал несуществующую песню, только усугубляет мои сомнения. Впрочем, возможно, герр Вольфф назвал песню "Senses", которая в представлении г-на Морозова трансформировалась в несуществующую песню "Shaman". :-) (Примечание Морганы).