15 лет Лакримозе - и она ничуть не тише

2005 © Mona Konrad, Orkus
перевод © Morgana Himmelgrau

      Утро вторника, пять часов, я отправляюсь в Гамбург. Тило Вольфф пригласил в гости в студию Импульс, где как раз проходят последние приготовления в выпуску нового, ожидаемого уже с большим нетерпением, юбилейного альбома.
      Точно в назначенное время - после приятной поездки в поезде - я прибыла на место и тут же была встречена Джей Пи (Jay P.), владельцем студии, и Эриком Бертоном (Eric Burton) из Public Propaganda, а вскоре после этого появился Тило Вольфф, находящийся в прекрасном расположении духа. К сожалению, без Анне Нурми. После сердечного приветствия, недолгой болтовни о том, о сем в ожидании последних приготовлений в студии, я была наконец приглашена в комнату для прослушивания, чтобы там без помех поговорить с Тило о новом альбоме и о дальнейших планах Лакримозы на 2005 год. Тило представил мне три новые песни и тут же извинился, потому что эти песни еще не приняли окончательную форму. Но эти три песни, названия которых нельзя пока выдавать, тут же вызвали желание послушать их еще раз!
      Во время прослушивания этих новых треков в очередной раз стало ясно, что у Тило Вольффа больше, чем одна сторона дарования. Самый серьезный, но в то же время и самый жизнерадостный художник, он нуждается в музыке и в ее сочинении так же, как в воздухе, чтобы дышать, он может вызывать самый безудержный смех и в нем живет настоящий весельчак.
      Прежде всего, первый трек начинается несколько иначе, чем обычно, и сильно напоминает "Copycat", но при этом он не такой тяжелый и грубый, а скорее оркестровый и полный гитарного звучания. Местами вокал Тило сопровождается подпевками Анне. Мелодия подобна началу песни "Durch Nacht und Flut".
      Второй трек звучит довольно электронно и спет Анне Нурми на английском языке. Тило тоже спел одну строфу на английском. Этот трек сначала кажется более спокойным, но затем постепенно набирает жесткости и темпа. Пока Тило и Анне пели вместе, перед моим внутренним взором возникла картинка из видео-клипа "Satura". Тило, должно быть, придает этому треку большое значение, так как сразу после прослушивания, явно растроганный, он поясняет: "Это просто безумие, какие эмоции поднимаются во мне теперь, когда я впервые могу услышать эту песню, расслабившись, без необходимости работать над ней".
      Третий представленный трек я бы назвала "Sehnsucht" ("Тоска") - и я с нетерпением жду времени, когда станет известно официальное название этого трека. Трек начинается торжественно, подобно "Kyrie", с плачущими скрипками и полным тоски вокалом Тило. Музыка постепенно усиливается, чтобы в кульминационный момент вернуться к покою и торжественности начала. И только для того, чтобы потом снова достигнуть кульминации. Этот трек рассказывает о любви и о том, как Тило думает о ком-то, о его размышлениях о том, что уже сделал этот человек и о том, когда он снова ее увидит. В Каннах, Вене, Риме или же в каком-то совершенно другом месте? Строчка, которая сразу врезалась в память: "...испытывал ли ты уже любовь?"
      Вслед за прослушиванием новых треков Тило терпеливо ответил на несколько вопросов.


      Orkus: Как будет называться новый альбом и будет ли он содержать какую-нибудь концепцию?
      Tilo Wolff: Название альбома я пока не хочу выдавать. В принципе, альбом можно назвать "Die Gesichter der Liebe" ("Лики любви"). Я могу сказать только, что названием альбома будет название одной из песен с этого альбома, и поэтому в первый момент не будет заметно, что у всей работы есть концепция. Этот альбом не является концептуальным в том смысле, в каком были концептуальными три последних ("Elodia", "Fassade", "Echos"), но со второго взгляда будет понятно, что этот альбом концептуальнее, чем все остальные, написанные мною прежде. В альбоме идет речь о гранях любви, об эмоциях, которые мы, люди, способны принимать и отдавать, испытывая любовь, и о том, как мы с этими эмоциями обходимся. Только при втором или третьем прослушивании, то есть когда слушатель вникнет в этот альбом, станет заметно и понятно, что всё в конце снова встречается в этом названии альбома. Всё в целом заканчивается в финале, 15-минутном произведении, о котором я не хотел бы сейчас рассказывать. У меня уже готов дизайн обложки альбома и я обсуждаю его сейчас со Штелио Диамантопоулусом, который, как всегда, нарисует окончательный вариант. Поскольку в этом году мы отмечаем наш 15-летний юбилей, я посчитал, что этот альбом, над которым мы сейчас здесь работаем, будет больше, чем просто юбилейным альбомом.

      Orkus: Судя по всему, новый альбом снова в бóльшей степени опирается на "старые" альбомы и является более эмоциональным.
      Tilo Wolff: Это же было объявлено и посредством SnakeSkin. Если на какое-то время забыть про форму, которую приняла музыка, то на поверхности окажутся эмоции, очень близкие альбому "Angst". С новым альбомом Лакримозы дело обстоит точно также. В последнем альбоме я выразил то, что просто хотел выразить. Это - классический альбом Лакримозы, потому что я создаю музыку из того, что чувствую в своей душе, и из того, что меня трогает, что для меня является важным. Я всегда говорил, что песня "Stolzes Herz" является душой Лакримозы. А это был 1996-й год. С новым альбомом также: он содержит все атрибуты Лакримозы, все эмоции Лакримозы, просто всё то, что я связываю с Лакримозой, включая ответ на вопрос, почему я когда-то начал писать музыку. Поэтому этот альбом так захватывает меня сейчас при прослушивании. Трек, открывающий альбом, длится девять минут, и это - единственный трек на альбоме, в котором при записи гобоя, кларнета и фагота не будут слышны оркестровые инструменты. За долгие годы это первая композиция, которую я написал без участия струнных. И, опять-таки, эта песня в качестве начала альбома такова, что можно сказать: человек, услышав ее, подумает: "она скучная, она нервирует", или же наоборот, человек сразу же погрузится в новый альбом и захочет внимательно его слушать, захочет узнать, что будет дальше.

      Orkus: Между "Echos" и новым альбомом по меркам Лакримозы прошло много времени. Была ли эта пауза выбрана сознательно, чтобы освободить место и время для создания сайд-проекта?
      Tilo Wolff: Я просто хотел взять тайм-аут; и только тогда узнал, что не могу этого сделать. Когда после выпуска альбома "Echos" я сказал, что беру тайм-аут, тогда не было еще никаких мыслей насчет того, что я создам нечто вроде SnakeSkin. Я же не усаживаюсь и не начинаю писать альбом, напротив - я всегда нахожусь в состояние сочинения музыки. Вот так и возник SnakeSkin, потому что создание музыки для меня связано с жизнью, так же, как еда или питье. Этот новый альбом Лакримозы требует от меня так много сил, что было бы хорошо выпустить его лишь осенью, тогда я смог бы по крайней мере за лето придти в себя. Последняя пауза была жаланна, да только я ее, к сожалению, не использовал как паузу.

      Orkus: Существует ли какая-то последовательность, в которой ты сочиняешь музыку и пишешь тексты?
      Tilo Wolff: Раньше всегда на первом месте были тексты. При написании двух последних альбомов (и, в особенности, альбома "Echos") первоочередность варьировалась. А при написании нового альбома ситуация такова: сначала текст, потом музыка. Совершенно точно!


      Когда можно будет ожидать новый альбом на прилавках магазинов, Тило Вольфф, к сожалению, точной информации не выдал. Сингл будет доступен приблизительно с марта, но и здесь у главы Лакримозы нет уверенности. Если альбом выйдет в свет в конце апреля - начале мая, то вслед за этим должно состояться турне по Европе и Южной Америке, и, значит, выход сингла - маловероятен. Однако, возможно, что новый альбом выйдет только осенью, тогда сингл гарантированно будет. Затем Лакримозу можно будет увидеть на одном-двух летних фестивалях. И в этом случае турне последует только осенью-зимой.