"Мы внезапно оказались провидцами"

© 2008, Ingo Scheel, Stern
перевод © Morgana Himmelgrau

      Пока Wolfsheim обсуждается адвокатами, вокалист Петер Хеппнер выпустил свой дебютный соло-альбом. "Solo" - таково скромное название этой работы. В интервью для журнала "Stern" Петер говорит о старых друзьях, Дитере Болене и о том, что фаны Wolfsheim не должны быть такими печальными, каким он сам постоянно выглядит.


      Stern: Названием одной из песен с Вашего нового альбома Вы вернули в немецкую поп-музыку имя, о котором уже почти забыли: кто такой "Вальтер"?
      Peter Heppner: Вальтер - мой очень хороший друг, который умер в прошлом году. Очень важный друг из юности, когда мы начали создавать музыку. Именно в то время родилась мечта и желание заниматься музыкой. Быть в какой-то группе, достичь успехов. Мы мечтали отправиться в Англию с нашими песнями и заниматься творчеством в Лондоне или в Манчестере. Я чувствовал, что должен написать об этом, чтобы это осталось в истории. Я обязан был это сделать для нас.

      Stern: "Solo" - Ваш первый сольный альбом. Почему Вам потребовалось столько времени, чтобы выпустить альбом под Вашим собственным именем?
      Peter Heppner: Я же не был без работы. Я работал в Wolfsheim, с Schiller, в других сайд-проектах, через которые, кстати, получил международное признание. Не было такого, чтобы я постоянно сидел без дела. В конце концов идея пришла ко мне со стороны. И уже затем я спросил себя, а каким он мог бы быть, этот сольный альбом Хеппнера. Будет ли он звучать так же точно, как то, что я делал в течение последних 20 лет? Или он будет звучать совсем по-другому?

      Stern: Слушая альбом, понимаешь, что фанов Wolfsheim он не отпугнет. Разве соло-альбом не дает возможность попробовать что-то совершенно другое?
      Peter Heppner: Он не отпугнет и фанов Schiller, ван Дюка или Витта. Он представляет из себя последовательное развитие того, чем я занимался последние 20 лет.

      Stern: Ваш неповторимый голос в несколько ином контексте - разве было бы неинтересно попробовать?
      Peter Heppner: Для меня это несколько сложно. Я не создаю музыку, следуя какому-то определенному концепту, не пишу ее для какой-то определенной аудитории, а создаю ее по своему вкусу. По сути дела, я создаю для самого себя лучшую музыку, какую только могу создать. Я всегда так поступал и не буду этого менять сейчас. Я не пишу музыку для того, чтобы исследовать какое-то музыкальное направление. Если когда-нибудь произойдет так, что мне понравится совсем не то, что нравилось за прошедшие 40 лет, тогда, возможно, я напишу совсем другой альбом. Но вряд ли мой вкус изменится так радикально. Впрочем, не хочу исключать возможность появления других проектов. Например, Бабельсбергский оркестр радио и телевидения, с которым я уже работал в прошлом. Возможно, "Greatest Hits" старых песен в классической обработке - это вполне вероятно.




      Истоки:
      "Casting Shadows" - последний альбом Wolfsheim, датированный 2003-м годом - попал на первое место в немецких чартах и был самым успешным альбомом дуэта. О последовавших вслед за этим разногласиях известно только то, что Маркус Райнхардт пытался в судебном порядке исключить Петера Хеппнера из группы. Дело находится сейчас на рассмотрении аппеляционного суда. Годом позже Петер Хеппнер вместе с Паулем вам Дюком выпустили сингл "Wir sind wir (Ein Deutschland-Lied)". Содержащиеся в ней строки (такие, например, как "Мы - это мы, на том и стоим. И быстро нас не сломить.") дали повод обвинить обоих музыкантов в национализме. Чем больше было споров о песне, тем популярнее она становилась. "Wir sind wir" попала в Top-10 немецких хит-парадов, а в 2005-м году совместно с Бабельсбергским оркестром радио и телевидения была сделана классическая версия этой песни.




      Stern: Размышляли ли Вы теоретически над идеей сольного альбома и наблюдали ли, как подобные идеи воплощают другие люди?
      Peter Heppner: Я этого не делал хотя бы потому, что считаю 99% сольных альбомов вокалистов других групп совершенно ужасными. Однако должен сказать, что сольные работы Дэвида Сильвиена из Japan и Питера Мерфи из Bauhaus, двух моих абсолютно любимых вокалистов, мне исключительно нравятся. Я даже могу сказать, что сольный Сильвиен намного интереснее того, что он делал в составе группы Japan. Или вот Depeche Mode... тут я должен, к сожалению, сказать, что считаю все сольные работы участников группы откровенно плохими. Я бы даже и не подумал брать нечто подобное себе в качестве примера. Я никогда еще не работал вослед кому-то, я всегда хотел сам что-то делать. И я все-таки задался вопросом, что может получиться в итоге, как будет звучать сольная работа. А это в конечном счете привело к песне "Alleinesein". Отсюда всё пошло.




      Петер Хеппнер - "Соло"
      Самый печальный голос Германии и без группы звучит не многим радостнее, чем в составе Wolfsheim или в рамках одного из многочисленных сайд-проектов. Первая сольная работа Петера Хеппнера - как раз то самое, в чем так нуждаются изголодавшиеся фаны Wolfsheim, которые с нетерпением ждут хоть каких-то признаков жизни от ветеранов электро-сцены (и, похоже, им придется прождать еще какое-то время). И только "Alleinesein", первый сингл, несется галопом вперед и уже после первого прослушивания вы вряд ли избавитесь от нее. "Walter (London or Manchester)" - один из многочисленных контрапунктов альбома. Песня, посвященная умершему другу, так же годится в качестве саундтрека к грозящей осени, как и торжественно-фортепианная "Suddenly" или непримиримая "Vorbei". (Warner)




      Stern: Ваша собственная группа - Wolfsheim. Ситуация, развивающаяся в ней на данный момент, непроста. Существует ли еще группа?
      Peter Heppner: Теоретически, да. Слава богу. Маркус Райнхардт, мой коллега по группе, уже два года пытается исключить меня из группы, чего я совершенно не могу понять. Я также не понимаю причин, которые он называет. Он уже проиграл в суде первой инстанции, сейчас дело рассматривается в аппеляционном суде. Всё это продлится, как минимум, еще год. Его обвинение заключается в том, что он не стал бы надеяться на появление альбома Wolfsheim до 2009 года. На это я могу только сказать, что я в течение четырех лет пытаюсь издать хоть что-то новое от Wolfsheim, в том числе и новый альбом. Но все попытки терпят неудачу, поскольку господин Райнхардт в течение четырех лет находится в отпуске. Он переехал в Грецию и, по всей видимости, неплохо там живет. Без него новый альбом не может появиться, даже если он сам считает иначе и предполагает, что я выпущу этот альбом один. Всё это, разумеется, бессмысленно.

      Stern: Каков прогноз? Можно ли вообще после таких событий продолжать вместе работать над музыкой?
      Peter Heppner: Скажем так: я очень надеюсь - а всё так и выглядит - что аппеляционный суд ему также откажет в признании правоты его притязаний. И тогда мы снова окажемся в нулевой точке. Я надеюсь, что вслед за этим он опомнится и образумится, так что мы сможем подумать о совместной работе через продолжительный отрезок времени. Естественно, она не может начаться прямо завтра. Должно пройти время и он тоже должен сделать шаг навстречу. Я же могу только со всей откровенностью сказать: я хотел бы продолжать работу в Wolfsheim, потому что для меня это невероятно много значит, потому что за прошедшие 20 лет я много сил отдал Wolfsheim и рассматриваю эту группу как свою музыкальную родину и базис. От этого так просто не отрекаются.

      Stern: Можно ли рассматривать сингл "Alleinesein" в связи с проблемами в Wolfsheim?
      Peter Heppner: Я не хотел своим альбомом сводить счеты с Wolfsheim. Во время написания альбома я заметил, что речь в нем идет вовсе не о Wolfsheim. В моей жизни есть более важные вещи, чем причуды коллеги по группе. Я не только Вальтера потерял. Годом раньше умер еще один мой очень хороший друг - Лотар Гэртнер. [1] Я женился, у меня родилась дочь. Вот то, что волновало и сокрушало меня во время работы над альбомом намного больше, чем эти смехотворные потуги. Мы же с Wolfsheim из подвала в Вильгельмсбурге [2] взлетели на первое место в немецких чартах. Трагедия в конечном счете заключается в том, что к этим обвинениям привело скорее всего тщеславие.

      Stern: Брэду Питту принадлежит высказывание: "С тех пор, как у меня появились дети, я хотел бы сниматься в лучших, более ответственных фильмах, которые позже я мог бы им показать без мук совести". Изменило ли Вас отцовство?
      Peter Heppner: Я задавался тем же вопросом. А еще я себя спрашивал, смогу ли я однажды объяснить своему ребенку, почему я вообще всем этим занимался. А потом я понял, что, да, смогу без особых затруднений. На месте Дитера Болена я бы еще спросил себя, смогу ли я это преподнести своим детям. У меня же таких проблем нет.

      Stern: После успеха последнего сингла "Wir sind wir" (2004), записанного вместе с Паулем вам Дюком, в прессе звучало много критики. Среди прочего, шла речь и о "дутом пафосе", а также были обвинения и в национализме. Помнили ли Вы об этом, начиная работу над своим первым сольным альбомом?
      Peter Heppner: Нет, этого я сказать не могу. Да и критика, в конце концов, была не настолько обширной, как это выглядит "задним числом". Фактически, было два-три сообщения. Прежде всего статья в "FAZ" [3], в которой отразилось метание автора с отчетов об олимпиаде к MTV, а от просмотра клипов к заключению: "Да, они, немцы, это могут. Рычать да стрелять". Всё закончилось с окончанием чемпионата мира по футболу в этой стране. Мы вдруг перестали быть "националистами", а оказались "визионерами".

      Stern: Какую роль в этом сыграла совместная работа с Гвидо Кноппом [4] с канала ZDF [5]?
      Peter Heppner: "Wir sind wir" должен был, собственно, появиться в документальном фильме-реконструкции Кноппа "Чудо Берна" [6]. Но мы не успели уложиться в сроки, поэтому фильму и нашей песне суждено было появиться порознь. Однако оригинальные кадры из этого фильма мы использовали в дизайне сингла и в клипе, тематические линии которого многими были восприняты превратно. Сам материал мы получили из архивов ZDF, их специально для нас рассекретили. Уникальная история в то время.

      Stern: Вы отправитесь в концертное турне со своим сольным альбомом. Каков эмоциональный настрой перед "настоящим" соло-туром?
      Peter Heppner: Напряженный, конечно. Меня будет поддерживать великолепная группа. Другая команда заботится как раз сейчас о постановке света, анимации, кинопроекциях. Задумано классно, я хотел бы увидеть это всё как зритель, но мне это, к сожалению, не удастся.

      Stern: Но Вашей дочери, конечно же, позволено? Или?
      Peter Heppner: Да, конечно. Я надеюсь, мы сможем отыскать для нее местечко в концертном зале, где не будет слишком громко.

_______________

      [1] - Шеф лейбла Strange Ways Records. (Примерчание Stern).
      [2] - Название квартала в Гамбурге. (Примечание Морганы).
      [3] - Frankfurter Allgemeine Zeitung - одна из ведущих газет Германии, имеет либерально-консервативный уклон, считается независимой и не поддерживает ни одну из политических партий Германии; самая распространенная из немецких газет за пределами Германии. (Примечание Морганы).
      [4] - Гвидо Кнопп - немецкий журналист, писатель, историк, пользующийся в Германии большой известностью, в основном, благодаря серии документальных телевизионных фильмов на тему Третьего Рейха и национал-социализма. (Примечание Морганы).
      [5] - Zweites Deutsches Fernsehen, Второе немецкое телевидение, общественно-правовая телекомпания. (Примечание Морганы).
      [6] - "Das Wunder von Bern – Das Spiel – Eine Rekonstruktion" - документальный фильм-реконструкция, вышедший в 2004-м году на канале ZDF, представляет собой 38-минутную реконструкцию футбольного матча 1954-го года между командами Германии и Венгрии. Матч состоялся в Берне, команда Германии выиграла со счетом 3:2. В документальный фильм вошли кадры игры и радиокомментарии. Годом раньше (в 2002-2003 гг.) немецким режиссером Зёнке Вортманном был снят художественный фильм, рассказывающий об этой игре и победе немецкой футбольной команды. (Примечание Морганы).