Меланхолия от происходящего в мире

2009 © Цветелина Митева, R.I.P. Magazine

      Пока вокруг Wolfsheim продолжаются судебные разбирательства, Петер Хеппнер, уже давно ставший лицом и голосом интеллигентного синти-попа и занимающийся сольной карьерой, отыграл в Москве и Петербурге, а также поговорил с журналом "R.I.P." о Дитере Болене, скачивании музыки через интернет и о красоте русского языка.


      R.I.P. Magazine: Вы уже отыграли немало концертов в поддержку сольного альбома. Есть ли какая-то разница между концертами с Wolfsheim и сольными выступлениями?
      Peter Heppner: На самом деле, большой разницы нет. Я выхожу на сцену, встаю возле микрофона и пою, а другие люди играют для меня.

      R.I.P. Magazine: Не скучаете по Маркусу как по коллеге и музыканту?
      Peter Heppner: Во время записи сольного альбома я с удивлением осознал, что не скучаю по нему. Это открытие было действительно поразительным - я думал, что мне будет его не хватать. Даже не могу сказать, как так получилось, но я, правда, совсем не скучаю по Маркусу.

      R.I.P. Magazine: А как сейчас обстоят ваши дела с Маркусом, есть ли возможность разрешить споры вокруг Wolfsheim мирным путем?
      Peter Heppner: Я не думаю, что этот конфликт можно урегулировать вне суда, ведь Маркус начал против меня судебное дело и, похоже, собирается довести его до конца. Что ж, в первый раз суд уже отказал ему, вероятно, откажет и во второй. Тогда мы окажемся в начале круга - одна команда, в которой нет понимания. Возможно, лишь тогда мы сможем что-то решить насчет Wolfsheim. Вообще в Германии я уже множество раз говорил про наши отношения с Маркусом и больше отвечать там на подобные вопросы я не буду. Но Россия - другое дело, у вас нет других возможностей узнать что-то из первоисточника.

      R.I.P. Magazine: Спасибо за откровенность. Скажите, могут ли ждать ваши фанаты выпуск концертного DVD в ближайшее время?
      Peter Heppner: Я совсем не уверен, музыкальный бизнес, как и любой другой, испытывает сейчас не лучшие времена. А концертный DVD это даже не музыкальный диск - в основном он записывается для собственного удовольствия, а его выпуск оказывается слишком дорогим делом. К тому же концертные DVD раскупаются не особенно хорошо, что делает их в итоге убыточными. Конечно, во время тура мы делали много видеозаписей с наших концертов, и они будут изданы, но не как отдельный DVD, а скорее всего, как бонус к следующему альбому, посмотрим...

      R.I.P. Magazine: Когда пишете песни, вы заранее знаете, какие из них будут хитами, или это становится для вас неожиданностью?
      Peter Heppner: Бывает иногда, что песня неожиданно становится хитом, но не так часто. Обычно ты все же заранее слышишь, что та или иная композиция звучит как хит. Главное, чтобы песня очень нравилась тебе. Если ты сам думаешь: "Вот, это отличная песня, она классно звучит!", то, вероятнее всего, она также понравится и другим людям, а значит, будет хитом.

      R.I.P. Magazine: Как-то вы назвали одну из песен Дитера Болена вообще худшей из песен, а как относитесь к его творчеству в целом?
      Peter Heppner: Это про песню "Love Me On The Rocks" его проекта Blue System - по-моему, это действительно отвратительно. Его музыка абсолютно мне не нравится. В каком-то смысле он занимается тем, чем занимаюсь и я, разница лишь в том, что я стремлюсь создавать искусство, а он поп-музыку, на которой хочет зарабатывать деньги.

      R.I.P. Magazine: А как вы относитесь к распространению музыки через интернет? Собираетесь ли выкладывать свои песни для бесплатного скачивания в сети, как это делают Radiohead и Nine Inch Nails?
      Peter Heppner: Я отношусь однозначно негативно к нелегальному скачиванию музыки в интернете, но только к нелегальному. Скачав легально песни, слушатель может познакомиться с ними, а потом приобрести нормальный полноценный альбом. Что касается Radiohead, они предложили своим поклонникам самостоятельно решать, платить ли какие-то деньги за скаченный альбом, и если да, то сколько. Фанаты сами могли решать, хотят ли они что-то сделать для любимой группы. И они платили, платили немало. Это что-то вроде интересного эксперимента, хотя он подойдет далеко не для каждой группы. Полагаю, фанаты Radiohead не просто любят, а действительно обожают их музыку. Немногие могут быть уверены в такой поддержке.

      R.I.P. Magazine: Ваш голос часто называют грустным и меланхоличным. А сами вы считаете себя меланхоличным человеком, какое душевное состояние вам близко?
      Peter Heppner: Наверное, я бываю меланхоличным, хотя надеюсь, что иногда могу быть и вполне забавным (смеется). Об этом надо спрашивать не меня, а людей, которые меня окружают. Мне кажется, я не столько меланхоличный человек, просто много размышляю о происходящем в мире. Когда много думаешь, выводы часто напрашиваются невеселые.

      R.I.P. Magazine: Ну да, в русском языке даже есть поговорка "меньше знаешь - лучше спишь".
      Peter Heppner: Хорошо сказали! Я не тот человек, который будет писать веселую беззаботную музыку, в конце концов, есть много людей помимо меня, которые успешно этим занимаются... Кстати, мне ужасно нравится, как звучит русский язык, я с удовольствием записал бы песню на нем, он ведь такой красивый. Жаль, я не знаю русского, да и нет человека, который мог бы помочь мне с написанием текста...

      R.I.P. Magazine: Это восхитительная идея! Кстати, об экспериментах. На немецкой дарк-сцене есть еще один исполнитель с неповторимым голосом - Александр Вельянов из Deine Lakaien... Вам не кажется, что вы могли бы спеть дуэтом?
      Peter Heppner: Александр - славный парень! Я думаю, это вполне возможно, мы однажды встречались на концерте Schiller, даже работали вместе для этого проекта и, кажется, понравились друг другу. Александр - творческий музыкант и приятный человек. Собственно, почему нет? Но есть трудность: у Александра очень специфический голос, у меня тоже. Я думаю, спеть дуэтом в одной песне так, чтоб оба эти специфических голоса не перекрывали друг друга, а наоборот, раскрывались в полной мере, очень сложно. Сначала пришлось бы хорошенько подумать, как осуществить такой дуэт.

      R.I.P. Magazine: Вы в России впервые, какими были ваши ожидания? Наша страна их оправдала?
      Peter Heppner: Я не тот человек, который заранее ожидает чего-то. Я придерживаюсь того принципа, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. До приезда в вашу страну я слышал о ней много однотипных суждений, но я не люблю ориентироваться на заданные стереотипы, предпочитаю во всем убедиться сам. До поездки в Россию я попытался отбросить все то, что знал о ней, дабы увидеть страну свежим взглядом. И я увидел.

      R.I.P. Magazine: Слышали ли вы что-то из российской классической и популярной музыки?
      Peter Heppner: Классическую музыку я, естественно, слышал, она восхитительна, я очень люблю русских композиторов-классиков. Что касается современной русской музыки, то я знаком с ней крайне мало. В Германии она ведь практически не выпускается, поэтому услышать что-то невозможно. Да, конечно, иногда и у нас мелькают русские песни, но названия групп не запомнишь. Вот лет двадцать назад в Германии была сильно популярна русская песня "Goodbye"... То немногое, что я слышал, показалось мне очень интересным, русский язык очень музыкальный.

      R.I.P. Magazine: В интервью вы часто подчеркиваете, что создаете музыку исключительно по своему вкусу, говорите, что ваши вкусы в музыке практически не меняются. Есть ли у вас такие же устойчивые предпочтения в литературе, кино?
      Peter Heppner: Мои вкусы в музыке действительно довольно специфичны, что касается остальных предпочтений, то они раскиданы гораздо шире, мне нравится множество разнообразных произведений искусства. Мне не хватило бы жизни для того, чтобы перечитать все те книги, которые заинтересовали меня. Впрочем, есть и определенное предпочтение - я читаю много научной литературы по археологии, эволюционной биологии и астрофизике, труды по этим дисциплинам кажутся мне очень интересными. Из художественной литературы выделю Германа Гессе, я самый настоящий поклонник его творчества. В молодости его книги оказали на меня большое влияние.

      R.I.P. Magazine: Каковы ваши основные жизненные ценности?
      Peter Heppner: Семья и друзья - это главное. Я думаю, на этом держится жизнь.

      R.I.P. Magazine: Нравится ли ваша музыка дочери?
      Peter Heppner: О да, она большая моя поклонница, к счастью!

      R.I.P. Magazine: А каким вы были в детстве и в школьные годы?
      Peter Heppner: Я был непростым ребенком, да что там, надо думать, учителям и родителям приходилось со мной нелегко. Пожалуй, я был трудным подростком - всегда думал по-своему, имел свое собственное мнение и свои независимые взгляды на жизнь, мне хотелось попробовать многое самому, для того чтобы составить личное представление о вещах. А родители и учителя всегда хотят, чтобы ребенок перенял их позицию и мировоззрение, мне же этого было не нужно. Впрочем, с моей дочерью теперь тоже очень нелегко в этом плане, так что учителя и родители получили свой реванш (улыбается).

      R.I.P. Magazine: Я читала, что вы мечтали стать художником. Это правда? Вы до сих пор рисуете?
      Peter Heppner: У меня нет на это времени, но тем не менее, я все еще художник. Когда становишься артистом, ты не выбираешь этот путь, как выбирают работу, скорее ты подчиняешь свою жизнь искусству, и оно начинает само вести тебя по жизни. Это было не мое решение стать музыкантом, так получилось. Если должно было случиться так, что ты станешь артистом, в конце концов, не так и важно, кем ты в итоге будешь - музыкантом, художником или кем-нибудь еще. Для меня это всегда было ясно, поэтому я просто подчинился своей судьбе, и в итоге я музыкант.

      Благодарим Russian Synth Community и лично Анастасию Стейнберг за помощь в организации интервью.