Snakeskin. "Music For The Lost"

2004 © Jack, Lacrimosa Fanhomepage
перевод © Morgana Himmelgrau

      Тихий вскрик прошел по рядам фанов Лакримозы, когда в начале октября появилось подтверждение, что за проектом Snakeskin скрывается лидер Лакримозы Тило Вольфф. "Предательство собственных идей!" и подобные фразы можно было услышать, и при этом большинство не слышало ничего, кроме пары сэмплов. Кроме того, Тило объяснил, что Snakeskin ни в коем случае не является преемником Лакримозы, а является "всего лишь" дополнительным проектом, и что Лакримоза и дальше будет существовать (выход нового альбома намечен на май 2005 года).
      Признаюсь, я тоже был несколько скептически настроен. "Melissa" и "I Am The Dark" свободно распространялись на фестивалях и были розданы ди-джеям (однако версии для продажи не было) и теперь вот вышел первый альбом - "Music For The Lost" ("Музыка для заблудших"). "Зачем Тило Вольффу понадобился соло-проект?", - спрашивал я себя. - "Зачем ему понадобилось дополнительное поле действия, идеи которого не могут быть воплощены в рамках Лакримозы? В конце концов, были же случаи в истории Лакримозы, когда происходила поразительная смена стиля. И зачем вся эта скрытность?"
      В альбоме "Music For The Lost" недвусмысленно чувствует музыкальный почерк Тило Вольффа, и все же слушатель быстро замечает, что стоящая за проектом концепция - совершенно иная. Лакримоза, несмотря на свои почти поэтические тексты, очень откровенная и в музыкальном плане очень элегантная, и несмотря на свою жесткость, всегда обладает мелодиями и гармонией. Если хотите, это - "классическое", художественное воплощение.
      SnakeSkin - полная противоположность этому. Это не музыка для заблудших, а музыка заблудшего (причем не будет ошибки, если приравнять Snakeskin к Тило Вольффу, как частному лицу). Под поверхностью здесь ничего не кипит, музыка здесь - это извергающийся вулкан. Здесь некто не говорит о своей боли, скорее этот некто наблюдает, как его чувства извергаются в музыке и как его мысли вырываются неотфильтрованными. Мы видим некоего человека, который прячется за своей музыкой, тексты почти неразличимы, только обрывки фраз понятны.
      Это интересная концепция: если человек хочет спрятаться, зачем же тогда представать перед общественностью? Зачем тогда человек появляется на фотографиях (впрочем, на довольно, простите меня за это слово, крутых фотографиях), но при этом прячется за солнцезащитными очками? Зачем этот человек сначала позволяет утонуть сцене в неясностях, а затем раскрывает себя?
      Ну, что ж... Существует два вида самоубийц: одни просто совершают суицид, а другие только рассказывают о том, что они хотят покончить с собой. Однако, в действительности они этого не хотят, они просто таким способом привлекают к себе внимание. Для них это - крик о помощи. Соответственно этой аналогии, SnakeSkin однозначно принадлежит ко второй категории.
      Поэтому "Music For The Lost" - альбом, полный противоречий. Насколько неясными являются спетые (?) тексты, настолько зачастую недвусмысленными и простыми являются названия песен ("I Am The Dark", "Symphony Of Pain", "Waking A Lie"), некоторые из которых представляют собой ясную игру слов ("Furious Stars", "Longonelost"). Фотография на обложке - почти навязчиво символична, и однако же обнаженная женщина отворачивается от нас, как будто цитируя Лакримозу: "Sie wagt es nicht mich anzusehen" ("Она не осмеливается посмотреть на меня"). За артворк, впрочем, ответственнен Инго Рёмлинг (Ingo Römling), который в конечном счете восхищает меня своими работами для "Sweet Gwendoline" (Umbra et Imago) и "Stille der Nacht" (ASP).
      Надлежащим образом альбом начинается с песни "I Am The Dark" - с композиции не только в музыкальном плане очень многосторонней и разнообразной. Подобно тому, как это происходило с некоторыми композициями Лакримозы, песням Snakeskin невозможно придать точное направление: почти всегда на тонкой грани сходятся классические элементы, которые окружены электронным звучанием и массой прочих влияний.
      "Furious Stars" - очень атмосферная, по большей части спокойная композиция и, как почти все песни, прежде создает атмосферу, чем рассказывает (различимую) историю. По всей вероятности, это - единственная композиция, которую без лишних разговоров можно было бы представить на альбоме Лакримозы, настолько здесь преобладают классические арранжировки. (Хит!)
      "Melissa" получилась очень динамичной и ориентированной на ритм, но тем не менее очень разнообразной, хотя текст здесь крайне минимален. Отсюда, по всей видимости, и ее "массовость".
      "Waking A Lie", несмотря на обыгранную на разные лады тему, может с некоторого расстояния произвести впечатление, как наименее "мрачная" песня альбома.
      "Longonelost" напоминает о начале Лакримозы и все же является совершенно иной. Эта песня в сильной степени ориентирована на мелодию, почти без стилевых нарушений, напоминает саундтрек к какому-нибудь фильму. Совершенно без вокала и совершенно другая, нежели остальные песни альбома. Луч солнца во тьме туннеля? Начиная с этой песни, настроение альбома изменяется, становится менее мрачным и иногда звучит почти весело.
      "Panicky Joy". Сперва я подумал было, что это начало "Flamme im Wind" Лакримозы. Однако это не была она, но настроение композиции подобно "Longonelost", с преобладанием покоя и редкими вкраплениями ритма.
      "Cinderella" - еще одна дама, которую мы знаем под именем "Золушка". Но поможет ли это нам продвинуться вперед? По всей видимости, мало. Интересное дальнейшее развитие мягкой стилистики двух предыдущих треков напару с акцентированным электронным влиянием, которое постоянно борется с мелодией за доминирование. Довольно увлекательная смесь. (Хит!)
      "Symphony Of Pain". Наконец-то я могу воспользоваться любимой фразой всех музыкальных критиков: название трека является программным! С классическим сопровождением (даже с хороподобными вставками), агрессивная, вызывающая, усиливающаяся в интенсивности. Правда, несколько монотонная.
      "Come As You Are" - почти сиреноподобное звучание, обманчиво-спокойное и привлекательное.
      "Recall" - мощное, привлекательное завершение альбома, полное своеобразного настроения и совершенно отличное от начала альбома. Но на этом альбоме ведь все песни отличаются друг от друга. (Хит!)
      Помимо вышеперечисленных композиций, на этом альбоме есть три бонус-трека: кавер-версии песен "Melissa" (кавер сделан KiEw) и "I Am The Dark" (кавер сделан Combichrist), а также клубный микс все той же "Мелиссы". И точно также, как это было с Лакримозой, кавер-версии песен в действительности не заслуживают того, чтобы их слушать (тут можно вспомнить жуткий ремикс на песню "Durch Nacht und Flut", сделанный группой Zeromancer), хотя тут у Тило и были редкие проявления вкуса (несмотря на случайные эпизоды вроде ремикса "Komet", сделанного группой Secret Discovery).
      Интересно, что музыку Snakeskin проще "потреблять", чем музыку Лакримозы. Возможно, как раз из-за того, что она не такая открытая. Действительно, чтобы она кого-то пронизала и кого-то коснулась, слушатель должен находиться в определенном настроении... И тут зима приближается со своим все вокруг покрывающим снегом, и темное время года подступает, когда холодно и когда может остыть не только тело... Поэтому этот альбом может быть интересен только очень особенной целевой группе. И Тило не мог не отдавать себе отчета в этом факте, так как девиз Snakeskin звучит: "Если вы хотите достичь источника, вы должны плыть против течения!"
      Итак, это действительно музыка заблудшего и для заблудших, интересная, разнообразная и в самом деле необыкновенная.