Музыка мертвых влюбленных

1999 © Станислав Иванов, Rock City

      Если и существует по-настоящему готическая группа, то это - Sopor Aeternus. Эта немецкая группа обладает неповторимой атмосферой мистики и оккультизма, а ее музыка дышит смертью и, кажется, что еще немного, и вы сами почувствуете холод пустых склепов, и вас коснется сырая плесень старых могил. Оформление альбомов и фотографии изобилуют костями и черепами, а вокал напоминает стоны души, страдающей в полном отчаянии. Музыка представляет собой оригинальное смешение darkwave, классики и прекрасно оркестрованных средневековых танцев с наложенными на них современными ритмами. Некоторые песни напоминают похоронные марши, другие, напротив, звучат быстрее и "счастливее", что делает их еще более мрачными.

      Величайшая тайна, связанная с этой группой, заключена в образе ее харизматической певицы - Анны-Варни (изначально просто Варни). В соответствии с редкими интервью (которые всегда брались только по факсу и никогда при личной встрече), она живет одна, скрываясь, почти никогда не покидает свой дом и избегает людей. Она никогда не давала концертов и никогда не раскрывала свою личность, что очевидно и способствовало тому поразительному успеху, который приобрели ее релизы в Европе.
      Все началось в 1989 году, когда два человека по имени Варни и Хольгер встретились в одном из готских клубов Франкфурта. У них даже не было денег, чтобы купить инструменты, но, несмотря на это, к 1992 году они выпустили трилогию демо-кассет "Blut der Schwarzen Rose Trilogy": "Es reiten die Toten so schnell", "Rufus" и "Till Time And Times Are Done". Со временем Хольгер покинул группу, а вскоре после этого тогда еще неизвестный лейбл Apocalyptic Vision заинтересовался музыкой Варни. В 1993 году им был выпущен дебютный CD группы. Компакт-диск вышел ограниченным тиражом в 1000 экземпляров, а такие композиции как "Tanz der Grausamkeit" и "Do You Know My Name?" были быстро замечены ди-джеями и стали привычными хитами всех готических вечеринок. Нет нужды говорить, что этот альбом был впоследствии дважды переиздан, а сейчас готовится его новое издание, включающее в себя измененное оформление, а также семь добавочных треков, взятых из демо-трилогии группы.
      Много раз Варни спрашивали, откуда к ней приходит вдохновение для создания такой удивительной музыки. Ответы, как правило, были очень загадочны, но, собирая воедино обрывки информации, полученные в разное время, можно проследить печальную биографию этого необычного существа.
      На протяжении двадцати лет Варни страдала от глубокой депрессии и серьезных эмоциональных проблем. Рожденная в теле мужчины, она ощущала себя женщиной, а ее ранние годы были не легки. Она говорила о своей матери как о "женщине, которая снабжала меня едой, одеждой и побоями". Все это усугублялось тем, что она была очень чувствительным ребенком, она чувствовала вибрации потустороннего мира. Скорее всего, в то время она перенесла ряд очень серьезных душевных травм. Однако Варни хранит это в секрете, и лишь называет свои воспоминания "театром седьмого ада".
      К счастью, у Варни всегда были духовные друзья - нематериальные существа, которые вели ее и помогали ей. Она называет их "Ансамбль Теней" и благодарит их за то, что они помогают ей сочинять музыку. Она всегда указывает на то, что она не пишет музыку, а получает ее. "Я верю, что вся вселенная наполнена музыкой, - сказала она однажды в интервью. - Я лишь только оживляю в материальном мире то, что вечно существует в мире нематериальном".
      Это приводит нас к религиозным взглядам Sopor Aeternus: "Религия - это прежде всего единство". Анна-Варни верит в то, что все во вселенной взаимосвязано. В наши дни люди живут иллюзией о том, что этот осязаемый мир, в котором они живут и есть единственная "реальность". Но Анна-Варни говорит нам, что по ту сторону этой обманчивой поверхности существует другой мир, духовный мир, который так же действителен, как и то, что мы обычно принимаем за "реальность". Цель каждого человека - пробудиться ото сна. Название Sopor Aeternus переводится как "вечный сон" или "сон смерти", символизируя "состояние проклятых и их невыносимые страдания". Нам необходимо выйти из этого сна и тогда мы увидим, что "жизнь и смерть - едины". Это и есть концепция единства и холизма.
      Создавая музыку, Анна-Варни пыталась справиться со своей депрессией. Она описывала это как разновидность "интровертного эксгибиционизма". Наверное поэтому ее лирика очень личностна и не всегда воспринимается другими. Она всегда отражала состояние ее души на момент написания музыки. На демо-лентах это - вампиризм, "мертвые" и "не-мертвые". В то время она была серьезно больна, едва не потеряла зрение и вынуждена была большинство времени проводить в полной темноте. Первый альбом был также о смерти, он обладал готическим, "кладбищенским" настроением. Очевидно, Варни сильно страдала от душевных ран и была мучима невыносимой болью. Второй альбом, "Todeswunsch - sous le Soleil de Saturne", вышел в 1995 году и в музыкальном плане был немного светлее. Вокал же напротив стал еще более скорбным. Варни говорила, что она плакала во время записи некоторых своих песен, настолько сильны были ее чувства. На этом альбоме практически вся лирика вращается вокруг темы самоубийства.
      Боль, страх и разочарование преследовали Варни. И только "Ансамбль Теней" помог ей вынести все это и не покончить с собой. Примерно в 1997 году Варни окончательно сделала операцию по перемене пола и стала называть себя Анна-Варни. Вышедший ограниченным тиражом в 3000 экземпляров mini-CD "Ehjeh Ascher Ehjeh" говорит об этом трагическом решении: среди нескольких ремиксов с прошлого альбома там также есть песня "The Gift Of Self-Castration". Однако Анна-Варни стала "гетеросексуальной женщиной" только теоретически. Она говорит о себе как о представителе "пятого пола", концепция которого пришла от североамериканского индейского племени Навахо. Первые два пола - это мужчина и женщина, третий и четвертый - женщина в мужском теле и мужчина в женском, так называемые "люди двойной духовности". Пятый пол состоит из "людей множественной духовности", к которым и причисляет себя Анна-Варни.
      Следующий полнометражный альбом, "The Inexperienced Spiral Traveller", вышел в 1997 году и свидетельствовал об изменении отношения Анна-Варни к жизни. Музыка стала более дружелюбной, а лирика не такой меланхоличной как раньше. В интервью Анна-Варни рассказывала о своем пути из тьмы, навстречу лучшей жизни, ведомая "призрачным светом", появившимся перед ее духовным взором. Как и прежде этот альбом пользовался огромным успехом и его первоначальный тираж в дигипаке был почти сразу же распродан. Затем последовал лимитированный альбом ремиксов "Voyager: The Jugglers Of Jusa", который также был распродан в рекордно короткие сроки. В нем песня "Feralia Genitalia - Arrival Of The Jugglers" продолжает тему операции с изменением пола, а "Modela Est" есть ничто иное как "Das Modell" группы Kraftwerk переведенная на латынь и исполняемая на клавесине.
      Летом 1999 года Sopor Aeternus выпускает свой новейший альбом "Dead Lovers' Sarabande (Face One)". Этим альбомом Анна-Варни возвращает нас к началу. Здесь больше нет и намека на счастье. Музыка опять скорбна, печальна и мрачна. Анна-Варни отказалась комментировать содержание альбома, объясняя это тем, что "все уже и так сказано". Но, основываясь на ее интервью в майском номере журнала Orkus, можно предположить, что оно каким-то образом связано с прошлогодним самоубийством Розза Вильямса (Christian Death / Shadow Project), с которым она вела переписку незадолго до его смерти и даже планировала сделать совместный проект. В любом случае нам нужно последовать совету Анны-Варни и прислушаться к Sopor Aeternus "своим сердцем". Не очень легкая задача, учитывая разнообразие этой музыки, но по крайней мере приятная, потому что эти удивительные песни хочется слушать снова и снова.