Sopor Aeternus

2001 © Юра "Хирург", Dark City

      О фэнах Sopor Aeternus французский журнал Gloria Victis как-то написал: "Это мрачнее тьмы. Вы должны стоять одной ногой в могиле, а другой в психдиспансере, если вы слушаете такую музыку."

      В конце 999 нашей эры паника охватила христианскую Европу. Мрачные пророчества захватили умы масс - страх перед новым тысячелетием, ожидание апокалипсиса и всяческих бедствий. Общее настроение было тогда подавленно-мистическим, что определялось латинским термином Sopor Aeternus. К сожалению, с тех пор проснулись очень немногие... Люди сегодня живут, питая иллюзии, будто то, что они могут увидеть и пощупать, является единственной реальностью. Но за этой поверхностью кроется другой мир, не менее реальный. Цель каждого человека - пробудиться и осознать это.
      Sopor Aeternus - "Вечный Сон", весь космический спектр жизни и смерти, что по сути одно и то же. "Вечный сон, сон смерти, от которого надо воспрянуть! Для проснувшихся, действительно живущих... в жизни нет смерти, только переходы с одного уровня сознания на другой, и так ВЕЧНО... Да, для проснувшихся смерти нет, ибо сон и смерть - это брат и сестра."
      Вот в чем смысл названия и существования этого таинственного немецкого акта, за которым стоит личность по имени Анна Варни Кантодеа и круг неких духов - наставников, известных как The Ensemble Of Shadows. Мрачная компания довольно регулярно выдает альбомы при помощи культового лейбла Apocalyptic Vision. При всей камерности "сопоровского" искусства дела идут не так уж плохо. Полумифическая демо-трилогия уже давным-давно удел только самых заядлых коллекционеров, да и тиражи таких альбомов, как "Ehjeh Ascher Ehjeh", "Voyager - The Jugglers Of Jusa", "Jekura - Deep The Eternal Forest" тоже распроданы. Это наводит Варни на размышления: "Хм, мне кажется, вполне можно прожить музыкой, даже если это сугубо андеграундный материал, предназначенный для узкого круга людей. Может быть, только придется делать кучу туров и выпускать по меньшей мере два релиза в год... К сожалению, оба эти условия для нас невыполнимы. Короче говоря, я не могу получать много денег за мое искусство."
      Да, о каких-либо концертах, и даже о видео речь пока принципиально не идет. Никаких личных контактов с прессой. Но при всем стремлении к уединению и камерности, Sopor Aeternus все же часть музыкального бизнеса, о котором Варни примерно такого мнения: "К несчастью, 99% всего, что идет от так называемой андеграундной сцены в Германии, ничто иное, как дерьмо... бесхребетное, скучное и совершенно ненужное. Это даже не заслуживает названия "андеграунд", это такая же коммерческая дрянь, что и все остальное. Иногда я вдруг начинаю думать, отчего эти детишки решились вдруг играть какую-то музыку, и мне кажется это довольно очевидно - для большинства из них это просто занятное хобби, они, вероятно, думают, что это круто - играть в группе и привлекать девчонок."
      А кто же вошел в один оставшийся процент? Варни никогда прямо не отвечает на этот вопрос, но, как известно, первая часть "Dead Lover's Sarabande" была посвящена Роззу Уильямсу (Christian Death): "Многие готические музыканты... по всему миру явно испытали влияние работ Розза, в отношении стиля и вообще, но иногда эти люди... кажется, вдруг забывают об этом незначительном обстоятельстве... и начинают считать себя "оригинальными"... И еще Ataraxia - одна из немногих групп, которые я уважаю за ту музыку, которую они пытаются создавать."
      А как Варни создает свою? По его словам, ничего не приходится выдумывать, каждая идея и каждая мелодия уже создана когда-то и существует, и надо лишь "получить" или "уловить" ее... Перенести в материальный мир то, что существует вечно и во все времена в мире нематериальном.
      "В определенный момент времени и в определенном месте пространства... определенная мелодия или музыка уже поджидают вас... музыка, с тех пор как она появилась, может быть автоматически осознана посредством вашего индивидуального восприятия."
      Варни не любит пояснять и комментировать смысл своего творчества, оставляя с ним слушателя один на один. "Мы все разные. Истинное искусство опирается на эту разницу, апеллируя к определенной внутренней потребности... и может быть верно воспринято только через призму нашей индивидуальности. Иногда, когда я иду в театр или на концерт, я намеренно стараюсь ничего не читать об этом до того, как сам не увижу - потому, что это не только в целом повлияет на мое восприятие, но и лишит меня шанса пережить некий личный опыт в ходе спонтанной интерпретации увиденного!"
      Создавая музыку, Варни как бы избавляется от своей депрессии. Для него катализатором творчества стали годы разочарований и потребность излить душу, испустить последний крик о помощи. "Взгляните на меня... неудивительно, что я в депрессии с возраста шести лет..."
      Рожденный мальчиком, но чувствовавший себя в значительной степени девочкой, он испытал немалые трудности уже ребенком, позже все его "искания" заметно отразились на его работах. Теперь Варни называет себя "теоретической гетеросексуальной женщиной". Или существом пятого рода, а это концепция, созданная североамериканскими индейцами навахо. Первый и второй род - это мужчина и женщина, третий и четвертый - это женщина в мужском теле и мужчина в женском, так называемые люди с двумя душами. Пятый род - это люди со многими душами. "Да, я проделал тяжкий путь транссексуальности, ... для того, чтобы постепенно примириться снова со своим полом, как я его ощущаю, - и частично, со своим полом как он есть. Когда я скрывал свой пол раньше, это было нечто невротическое..., делая это теперь, я совершенно свободен от страха и предубеждения."
      В марте прошлого года, после выхода альбома "Dead Lover's Sarabande (Face Two)" и появления там фото Варни с обнаженными женскими гениталиями, у многих опять встал... вопрос. Действительно ли была операция по перемене пола? "Если вы имеете в виду мои гениталии, то эта часть была создана при помощи компьютера.Как я сказал, я выбрал более трудный путь, не пойдя на операцию и гормональную терапию. Это решение было определенно не просто принять, но на духовном уровне оно было абсолютно необходимо и важно! Это трудно объяснить, но любой другой путь... не вел бы никуда, только в тупик."
      Действительно, это был бы тупик - с разрешением внутреннего конфликта исчезли бы прежние мощные стимулы для творчества... После выхода упомянутого альбома все ждали его продолжение - "Face Three". Но не тут-то было: " 'Dead Lover's Sarabande' реализовывался как проект из двух частей... Хотя и не будет третьей части, важно понимать, что каждый альбом Sopor Aeternus всегда продолжение предыдущего... и в то же время предисловие к следующему."
      А следующим альбомом стал "Songs From The Inverted Womb" ("Песни из вывернутой матки") (2001), где мы можем слышать все те же завораживающие и леденящие кровь всхлипы и стоны на фоне неоклассического дарк вейва с агонизирующим ритмом и траурными мелодиями. Помимо Варни и ансамбля теней, в создании альбома приняли участие 9 музыкантов во плоти и крови, и партии струнных (скрипка, виолончель) и духовых инструментов (гобой, кларнет, труба и т.д.) - их рук дело. Записывался он с августа по октябрь 2000 года в студии Nachtschicht с вполне земным продюсером Тобиасом Ханом.
      Альбом посвящен "светлой памяти и воскресению" малышки, умершей в шестилетнем возрасте. Так что красной, вернее, черной нитью через него проходит тема маленьких мертвых детей, которых лирические герои то находят "за ржавой железной дверью", то "в спешке хоронят в тайной могиле". Сатурн (он же Хронос, бог времени) убивает собственных отпрысков, а мы с вами "...должны понимать, что это абсолютно необходимый опыт для всех них... Уничтожением детей Хронос старался остановить течение своего времени... и попытался обмануть пророчество, согласно которому он будет низвержен одним из своих сыновей."
      Примечательная баллада "There Was A Country By The Sea", в которой рассказана история мальчика, денно и нощно охраняющего кости своей матери под грудой черных булыжников в сырых катакомбах. Стоит недоглядеть, как родительница выбирается из-под тяжкого гнета, и начинает преследовать и избивать сына. Как это напоминает детские воспоминания Варни о матери, "женщине, которая давала мне пищу, одежду и побои". Не остался без внимания и Эдгар По - это последняя композиция, "Eldorado". Варни: "В одной из рецензий на наш альбом... была примерно такая заключительная фраза: "...если бы Эдгар Аллан По был современным музыкантом, то он точно играл бы в этой группе." Полагаю, что это действительно милый и лестный комплимент для меня." Добавлю - для Эдгара По тоже.