Интервью для ProgVisions

2001 © Alfonso Algora, ProgVisions
перевод © Morgana Himmelgrau

      ProgVisions: Если кто-то купил один из твоих альбомов, не зная твоей биографии, он мог бы подумать, что The Ensemble Of Shadows - это твоя группа... Я знаю, что это не так, так каков вклад Ансамбля Теней в твою музыку? Могли бы мы думать, что ты - "медиум", используемый этой сущностью?
      Anna-Varney: Ну, могли бы... до определенного уровня. Название "Ансамбль Теней" определенно обращается к подсознательному, скрытому аспекту жизни или человеческой природы... к внутреннему мраку.

      ProgVisions: Я читал в одном интервью, в котором ты рассказывал о происхождении своей музыки, что "наступил момент, когда Сопор Этернус ощутимо материализовался...". Каким был этот момент?
      Anna-Varney: Так было необходимо...

      ProgVisions: Был ли у тебя какой-то музыкальный опыт до материализации Сопор Этернус?
      Anna-Varney: О, конечно... у каждого он есть... в продолжение всей жизни... так или иначе.

      ProgVisions: Ты пишешь свою музыку, получая вдохновение от Ансамбля Теней... Обычно ты "принимаешь" название песни и затем начинаешь создавать музыку и текст песни. На востоке существует философия, касающаяся могущества имен... и многие воины берут псевдонимы, потому что полагают, если враг узнает их настоящие имена, то сможет одолеть их... Что ты думаешь об этом?
      Anna-Varney: Ну, в этом есть правда... определенно. Если ты возьмешь имя Арчибальд Лич [1] или Норма Джин Мортенсон [2], к примеру. Они звучат больше как имена аристократов или писателей-романистов, нежели чем имена двух знаменитых секс-символов и кино-звезд Америки. Изменяя свое имя, действительно можно инициировать определенное развитие или изменение в жизни... но в этом есть много аспектов и обстоятельств, вступающих в игру. Одним из таких аспектов может оказаться причина, по которой кто-то чувствует, что смена имени является существенно важной или необходимой... и что этим на самом деле является желание, на котором базируется смена имени... и так далее, и так далее...

      ProgVisions: По нашему мнению, твоя музыка состоит в близком родстве с классической музыкой, главным образом, с "Реквиемом" Моцарта и большей частью с трагической романтической музыкой. Ты согласен?
      Anna-Varney: Не думаю, что я достаточно квалифицирован, чтобы ответить на этот вопрос. К тому же, я не уверен, что простого использования "классических" инструментов уже достаточно для того, чтобы повесить ярлык "классической музыки". В конце концов, музыка Сопор Этернус, если ты спрашиваешь меня, просто является музыкой для детей... мертвых детей, по общему признанию.

      ProgVisions: Можешь ли ты рассказать нам об основных классических влияниях на тебя (о композициях, а не о композиторах)?
      Anna-Varney: Я рад, что ты понимаешь разницу между композициями и композиторами, поскольку обычно этот вопрос просто фокусируется на любимом композиторе (композиторах) или группе (группах)... а не на музыке, что является скорее недальновидным (и скучным) способом мыслить в клише. Однако, музыка, которую я люблю слушать, в действительности не слишком сильно влияет на создание "моей" собственной музыки, но, что гораздо важнее, она помогает сбалансировать мое настроение... поэтому, я предпочитаю не называть имен.
      В любом случае, это не "Реквием" Моцарта... извини.

      ProgVisions: Твой взгляд на Смерть близок древнеримской философии стоицизма и древнегреческому фатализму... Человеческое существо, как простой игрок на генеральной репетиции с известным финалом - Смертью... Люди могут купить за деньги что угодно, кроме времени. На самом деле, полагаю, ты совсем не хочешь умирать, но это то, что ты доказываешь ежедневно. Это правда?
      Anna-Varney: Если бы я сказал тебе, что никто не хочет умирать преждевременно, ты поверил бы этому? Ну, как бы странно это ни звучало - особенно, если это произносит кто-нибудь вроде меня - но это все же правда. По крайней мере, так это понимаю я. Существует великое непонимание, когда речь заходит об идее суицида: прежде всего суицид касается не прекращения чьей бы то ни было жизни... первым делом при суициде речь идет о прекращении боли! Всегда. К сожалению, иногда единственным спасительным путем представляется полное "выключение" смертного тела. Конечно, это трагично... так же, как и нелепо, в каком-то смысле. Но ты должен понять, что за часы (дни, месяцы или годы) депрессии перед глазами нет абсолютно никакой надежды... что для страдающего человека означает, что это непереносимо болезненное состояние может продлиться всю вечность... то есть, до конца существования этого человека (пожалуйста, обрати внимание, что это состояние не имеет ничего общего с жизнью).
      В моем собственном случае - до тех пор пока, к счастью, в один прекрасный день я не смог рассеять боль - я всегда должен был напоминать себе (снова и снова), всякий раз, когда я был ограничен... хм... "бездвижностью", что это - всего лишь вопрос времени, до тех пор, пока не сменятся приливы... и острая и приводящая в оцепенение боль ослабнет... по крайней мере, на какое-то время.
      Итак, насколько ты понимаешь, фокус в том, чтобы выжить между этими приливами и отливами. Но это срабатывает лишь тогда, когда у тебя есть хотя бы одна "вещь", которая дает тебе нечто, дает некую силу или чувство... смысл продолжать жить. В моем случае это - музыка.

      ProgVisions: Что ты думаешь о высказывании Сенеки: "cotidie enim dernitur aliqua pars vitae et tunc quopue, cum crescimus, vita descrescit" (каждый день мы умираем, каждый день умирает часть жизни, и даже жизнь растущая уменьшается)? Может эта фраза быть применима к твоей музыке?
      Anna-Varney: Ну, она может быть применима ко всему... разве нет? Хотя я предпочитаю думать, что музыка - это нечто бессмертное... но если не останется никого, кто бы ее помнил, она тоже, возможно, будет утрачена навсегда.

      ProgVisions: Подобным же образом порой кажется, что для тебя Смерть - это вечный покой без надежды и без какой-либо компании ("No One Is There")... Считаешь ли ты, что это - наша судьба или, возможно, еще одна фаза в нашем поиске трансцендентальности?
      Anna-Varney: Я совершенно не собираюсь объяснять свои тексты. Однако, после всего, о чем мы только что говорили, должно быть абсолютно очевидно, что песня "No One Is There" - не о Смерти. Прислушайся к ней еще раз повнимательнее.

      ProgVisions: Что ты думаешь о реинкарнации?
      Anna-Varney: Иногда... Если бы я мог загадать для себя желание, я бы просто попросил о полной дезинтеграции для себя, так, чтобы от меня не осталось абсолютно ничего. Я бы с радостью отдал все перемены возможного, теоретического или потенциального просвещения в отдаленном будущем, если бы только мог навсегда избежать колеса (ре)инкарнации. Иногда...

      ProgVisions: На своем вэб-сайте ты говоришь, что твое искусство лучше всего описать словами "интровертный эксгибизионизм"... Два слова, несущих противоположный смысл. В каком смысле твое искусство эксгибиционистично и в каком - интровертно?
      Anna-Varney: Ну, все виды искусства сами по себе глубоко эксгибиционистичны, разве не так?! Я имею в виду то, что явная концепция искусства - чистейший эксгибиционизм. (За исключением тех случаев, возможно, когда художник - единственное живое существо в тотально изолированной и оторванной от других миров вселенной... но такая идея, должен признать, находится вне моего понимания и открыта для спекуляций.)
      Если же ты повнимательнее присмотришься к Сопору, то, может быть, обнаружишь, что два этих положения вообще не исключают друг друга.

      ProgVisions: Со стороны литературы, творчество Эдгара Аллана По оказывает на тебя прямое влияние, и ты часто цитируешь его. Что ты думаешь о других авторах - таких, как Лавкрафт, Мопассан, Вилье де Лиль-Адан, Потоцкий, Эйхендорфф или Гоголь? Думал ли ты о музыкальной обработке их произведений в будущем?
      Anna-Varney: Нет.

      ProgVisions: Знаешь ли ты таких испанских писателей романтического направления как Хосе Эспронседа или Густаво Беккер?
      Anna-Varney: Извини... позор мне.

      ProgVisions: Согласно твоему вэб-сайту, музыка Сопор Этернуса отчаянно ищет "священной общности"... Это нечто, что ты делаешь, будучи живым, но близким к Смерти. Как ты считаешь, может ли существовать священная общность в духовном смысле - живая, но без смерти?
      Anna-Varney: Хм, насколько я помню, на сайте сказано "воссоединение", а не "общность"... И это определенно глубоко духовный поиск. Но, боюсь, я не вполне понял твой вопрос.

      ProgVisions: Можем ли мы считать, что оба диска "Dead Lovers' Sarabande" представляют собой единое концептуальное целое и что один диск без другого не представляет смысла?
      Anna-Varney: Нет, я не стал бы так говорить. Они принадлежат друг другу, конечно, это вне сомнения... но также обстоит и со всеми другими альбомами Сопора. Даже если у каждого из них может быть своя особенная концепция, они все же переплетены между собой, поскольку каждый альбом по отдельности является не только продолжением предыдущего, но в то же время также и (необходимым) приготовлением к следующему.

      ProgVisions: Твой новый альбом называется "Songs From The Inverted Womb"... Можем ли мы сказать, что вслед за концепцией "Dead Lovers' Sarabande" в этом новом альбоме есть что-то вроде возрождения Сопора после его Смерти?
      Anna-Varney: Ну, если это то, как ты это воспринимаешь... я не возражаю. В любом случае, не вижу смысла спорить об этом.

      ProgVisions: С музыкальной точки зрения каковы основные различия между новым альбомом и "Dead Lovers' Sarabande"?
      Anna-Varney: Хмм, общее впечатление, вероятно, будет говорить о большем разнообразии и богатстве звучания и инструментовки... Но, боюсь, тебе лучше самому судить об этом.

      ProgVisions: Твое искусство имеет привкус очень особенной, конкретной культуры. На каких течениях культуры базируется твое искусство?
      Anna-Varney: Сознательно я использую элементы и части (визуального) словаря японского танца Butoh. Но вне зависимости от этого, ты должен понимать, что абсолютно всё (!) - я повторяю: всё! - что мы видим, слышим или воспринимаем как-то еще, оказывает на нас влияние... так или иначе, осознаем мы это или нет.

      ProgVisions: Ты определяешь себя как художника... Хотелось бы тебе поэкспериментировать с другими видами искусства - такими, как кино или театр?
      Anna-Varney: Да, полагаю, что если бы я должен был приковать себя к определению, то слово "художник", возможно, подошло бы лучше всего, ты прав. Я в действительности интересуюсь всеми видами визуального искусства и выражения, особенно фильмами и фотографией... ну, это очевидно. Но мне совсем не нравится (без конца повторяющаяся) последовательность/концепция театра... Плюс, в его деятельность вовлечено слишком много людей.

      ProgVisions: На что был бы похож мир, основывающийся на концептуальных постулатах Сопор Этернус? Он бы слишком разительно отличался от нашего мира и был бы похож на какую-то иную цивилизацию или исчезнувшую культуру (ацтеки, майя, древний Египет, Месопотамия)?
      Anna-Varney: Не уверен насчет этого. В конце концов, когда я в свое время был ребенком, я был вынужден жить в этом обществе... а, следовательно, на общий строй моего мышления, по воле случая, было оказано влияние того, что меня окружало... и через что я вынужден был пройти. У меня могут быть очень высокие (и, о такие чистые) идеалы... но если мне будет дана власть создать совершенно новый мир/вселенную согласно моему вкусу... вполне вероятным результатом может оказаться создание еще одной просто чудовищной версии наиболее ужасного ада... Так что я лучше буду поосторожнее с этим.

      ProgVisions: Твоя музыка всегда классифицируется как "готическая" и "средневековая". Здесь, в ProgVisions, мы считаем, что твоя музыка представляет собой перманентный поиск нового звучания и эмоций, поэтому в ней есть настоящее прогрессивное позиционирование, ты согласен?
      Anna-Varney: Ну, к своему стыду, вынужден признать, что я не очень хорошо разбираюсь в самом определении жанра прогрессивной музыки. Но, если то, что ты только что упомянул, можно посчитать за существенные критерии жанра, тогда, вероятно, будет безопасно сказать, что Сопор служит определенной порции прогрессивности... спасибо.

      ProgVisions: Ты расцениваешь свою музыку как художественный поиск или личный?
      Anna-Varney: Это одно и то же. Между этими двумя понятиями нет абсолютно никакой разницы.

      ProgVisions: Не будешь ли ты столь любезен описать для меня в двух словах, что значат для тебя эти понятия?
      Смерть: - Отсутствие перемен (а, стало быть, и развития).
      Время: - "Часы сердца" Culture Club [3] (хех, извини).
      Религия: - Поиск воссоединения.
      Верность: - ...Верность чему-то или кому-то? (должна быть заслужена, я считаю... снова и снова и снова).
      Честь: - Индивидуальное осознание.
      Вселенная: - Полна тайн.

      ProgVisions: Есть итальянская культовая группа Devil Doll, чья музыка и культурная позиция подобны твоим... Ты их знаешь?
      Anna-Varney: Нет, извини, я их не знаю.

      ProgVisions: Лидер Devil Doll, странный человек по имени Мистер Доктор, говорит, что "искусство должно причинять боль". Что ты думаешь касательно этой фразы?
      Anna-Varney: Ну, полагаю, в определенном смысле он прав (вероятно, он аппелирует к видению "Театра Жестокости" Арто), хотя я не сказал бы, что искусство непременно должно причинять боль... Хотя порой, конечно, создание или восприятие искусства может оказаться действительно болезненным опытом. Но, поверь мне, для художника гораздо мучительнее, если он (или она) - по неважно какой причине - не имеет шанса выразить себя!
      Я верю, что искусство в целом всегда говорит об истине (в противном случае, оно не имело бы права так называться)... о выражении того, что должно быть выражено... Кто-то может описать его как личный экзорсизм глубоко внутренних демонов, который, следовательно (или я должен сказать "надеюсь, что"?), ведет - или может привести - к освобождающему (и желаемому) катарсису для самого художника... И, если будет завершен удачно, то не только для самого художника, но даже и для воспринимающих слушателей/зрителей.
      Искусство часто предъявляет нам скрытые аспекты нашей истинной сущности, которые мы предпочитаем хранить погребенными... а, стало быть, отвергнутыми. Обратиться лицом к этим конфликтам - или быть вынужденным сделать это - может оказаться довольно болезненным... а разрешение этих конфликтов - очень тяжелая часть работы.

      ProgVisions: Что ты думаешь обо всех этих слухах вокруг твоей музыки и твоей личности? Что-то вроде того: Сопор Этернус - это студийная группа, а ты - всего лишь имиджевая составляющая...
      Anna-Varney: Ничего... на самом деле. Хотя это довольно забавно, когда я нахожусь в правильном для этого настроении.

      ProgVisions: С другой стороны, и даже несмотря на то, что ты всегда говоришь, что не даешь концертных выступлений, есть в Испании человек, который утверждает, что видел тебя на сцене во время какой-то вечеринки в Германии и ты будто бы играл акустику. Это правда?
      Anna-Varney: Нет. Уверен, я бы это помнил.

      ProgVisions: Интересуешься ли ты испанской культурой и музыкой? Знаешь ли ты Испанию?
      Anna-Varney: Ну, у меня есть дешевая испанская волынка, которая на самом деле не функционирует так, как должна бы... (пожалуйста, поплачь обо мне, Аргентина!..) А почему ты спрашиваешь?

      ProgVisions: Большинство наших читателей не знают твоей музыки... Если бы тебе пришлось описывать свою музыку в нескольких словах, как бы ты это сделал?
      Anna-Varney: Хрупкая... музыка для мертвых детей.

      ProgVisions: Пожалуйста, скажи несколько слов читателям ProgVisions!
      Anna-Varney: Ну, кто я такой, чтобы давать жизненные советы? Возможно, только этот (ну да, вот мы и добрались):
      Старайтесь быть честными. Потому что с каждой маленькой ложью вы убиваете какую-то частичку мира... и разрушаете какую-то частичку самих себя.
      С любовью, Анна-Варни.

_______________

      [1] Арчибальд Лич - Кэри Грант. (Примечание Морганы).
      [2] Норма Джин Мортенсон - Мэрилин Монро. (Примечание Морганы).
      [3] Песня "Clock Of The Heart" группы Culture Club. (Примечание Морганы).