Интервью для ProgVisions

2004 © Alfonso Algora, ProgVisions
перевод © Morgana Himmelgrau

      ProgVisions: Для того, чтобы начать... давай поговорим о твоем новом альбоме "La Chambre d'Écho - Where The Dead Birds Sing", ок?
      Anna-Varney: Хмм.

      ProgVisions: На этом альбоме слушатели откроют для себя более электронную сторону Сопор Этернус, музыкальный стиль, который частично можно было обнаружить уже на альбоме "Es reiten die Toten so schnell", но только на его ранней стадии развития, не настолько ярко выраженной... Каков был процесс создания этого альбома?
      Anna-Varney: Это почти забавно, если бы не было столь чертовски пугающе, но я, честно говоря, не могу вспомнить процесс создания альбома "La Chambre d'Écho"... Всё кажется размытым... скрытым за завесой. Я действительно больше не вижу его четко (что в эти дни стало происходить и со многими другими вещами, к сожалению)... и если быть с тобой абсолютно честным, я даже больше не хочу размышлять об этом. Может быть (или надеюсь, что так есть), это связано с тем, что мы работаем над новым материалом прямо сейчас, так что я действительно больше не тревожусь грустными размышлениями над предыдущим альбомом... Просто это слишком рассеивает внимание. И лишь мешает творческому процессу. Ничего хорошего в этом нет... для меня, по крайней мере.
      Однако, я помню, что чувствовал, когда начал работать над этим альбомом... То есть, перед тем, как полностью остановил всё происходящее и вместо этого вернулся к "Es reiten die Toten so schnell". Мне кажется, я уже рассказывал тебе об этом периоде... и, хм... он был не особенно приятным.

      ProgVisions: Почему ты решился на новый подход к своему особенному и уникальному стилю?
      Anna-Varney: О... из чистой необходимости, полагаю. С одной стороны, я всегда хотел создать электронный альбом. Так что такая мысль, должно быть, скрывалась у меня в голове. Другим фактором было то, что я старался преодолеть собственную летаргию. И вот чтобы побороть этот аспект и выразить глубокое стремление к (позитивным) переменам, я решил воспользоваться предоставившейся возможностью и попробовать способ выражения, каким я никогда прежде не пользовался... старые добрые аналоговые синтезаторы (ну, и несколько цифровых плагинов, ха-ха).

      ProgVisions: В твоих самых ранних альбомах уже сплавлялись в единое целое электронная музыка с ритуальными элементами... Можем ли мы сказать, что ты возвращаешься к своим музыкальным корням?
      Anna-Varney: А, нет... Я бы с этим не согласился. Ранние альбомы в действительности вовсе не были электронными. По крайней мере, не в том смысле, в каком я понимаю этот термин. Я просто использовал дешевые, ерундовые сэмплы вместо настоящих... бедные электронные суррогаты... из чистой необходимости. Я имею в виду, что скорее записал бы аутентичные акустические инструменты, поскольку того явно требовали некоторые звуки на альбоме. Это вовсе не было выбором по эстетическим соображениям... Это был всего лишь очень печальный компромисс, только и всего. Понимаешь, это одна из проблем, когда... а) ты находишься в тяжелой депрессии... и... б) когда у тебя нет денег. К счастью, мне было позволено использовать оборудование одного моего знакомого, иначе, вероятно, никогда бы не появилось первой демо-записи. Если бы у меня не было шанса выразить часть моей боли адекватным способом... вероятнее всего, я убил бы себя уже много лет назад.
      Так с чего там начался твой вопрос? Ах, да... корни. Ну, как я уже сказал, я всегда хотел создать электронный альбом. С самого-самого начала я чувствовал сильное влечение к определенным... синтетическим звукам. Я находил их довольно привлекательными. Ха, вероятно, это был их нереальный или "ненатуральный" аспект, который и привлекал меня в первую очередь. Так что, с этой точки зрения, будет достаточно честно сказать, что с созданием "La Chambre d'Écho" я возвращаюсь к своим корням... Но, опять-таки - у меня много корней.

      ProgVisions: Какая музыка вдохновляла тебя во время создания этого нового альбома? В своей рецензии я сравнил его с такими группами, как De/Vision, Samsas Traum, Die Form или Erasure... Тебе эти группы нравятся?
      Anna-Varney: О-о-о... Samsas Traum, хех? Мда-а-а... Это пощечина на самом деле!
      Я знаю, что повторяюсь, но это просто факт, что всё, что мы видим, слышим или воспринимаем каким-либо иным образом, влияет на нас... а, стало быть, и на нашу (творческую) работу. Следовательно, всё, что я когда-либо испытал, возвело мой художественный (эмоциональный, интеллектуальный и так далее) фундамент... С этим я ничего поделать не могу. Однако, когда мы действительно находимся в процессе создания музыки, для нас предельно важно изолировать себя от творчества других людей. Другими словами, когда мы создаем музыку (или занимаемся любым другим сопутствующим феноменом), нам необходимо, чтобы все вокруг нас хранило молчание. Мы зависим от этой тишины, чтобы услышать и сконцентрироваться на голосах и музыке, которые идут изнутри... Мы не можем терпеть - или выносить - рассеивания внимания.
      Однако, я соглашусь... В песне "Leeches & Deception" есть немного от Die Form. Во всяком случае, я подумал об этом, когда впервые прослушал эту песню. Не то чтобы она звучала, как что-то из их творчества (во всяком случае, мне это неизвестно), но просто она напомнила мне о них... ну, если говорить в общем и целом.

      ProgVisions: С другой стороны, артворк и концепция альбома "La Chambre d'Écho" продолжает "мрачную" традицию твоих прошлых альбомов. Контраст между артворком (который скорее мрачный и пессимистичный) и музыкой (более светлой, почти "счастливой" местами) было чем-то, что ты планировал? Или так развилось с самого начала?
      Anna-Varney: Я не планирую подобного, поскольку все происходит довольно естественно. Зачастую подобное является просто следствием действия и противодействия. Всё в этой вселенной борется за равновесие (по крайней мере, это верно для вселенной, в которой живу я). Эта борьба за равновесие, рассматриваемая с художественной точки зрения, может быть порой досадной или смущающей... То есть, когда дело доходит до искусства или до его создания. Хм, давай я приведу пример. На сознательном уровне я могу пожелать создать очень грустный, мрачный и пессимистичный альбом... потому что такова всепожирающая атмосфера, настроение, состояние, в котором я нахожусь в этот момент. Тексты, стихи, которые я пишу... чтобы выразить эту боль... они тоже могут быть грустными, мрачными и депрессивными. Что есть, то есть. Но когда дело доходит до создания музыки... это тот момент, когда аспект равновесия (или исцеления, или, возможно, защиты) вступает в действие. Это значит: чем более грустный и отчаянный оборот принимает поэзия (или состояние сознания)... тем "счастливее" становится музыка... просто как естественное противодействие. Ты должен понять, что в мои намерения не входит причинять людям боль, вгонять их в депрессию или увеличивать уже существующее в них депрессивное настроение. Никакого вреда никогда не планируется. Частично это и есть то, что я имею в виду, когда говорю, что Сопор Этернус - это музыка для детей... (хм, ну да, для мертвых детей, по общему признанию)... поскольку в ней есть определенная и неопровержимая невинность. Зная об этом основании, об этой "этике", если желаешь, тебе, возможно, будет проще понять, почему это равновесие всегда появляется... Не говоря уже о том, что это равновесие является одним из аспектов принципа Ю-Са (JuSa) [1]. Принципа, служить которому мы избраны.

      ProgVisions: Звучание твоего голоса на альбоме "La Chambre d'Écho" тоже стало другим... более мелодичным и очень нежным... на самом деле, оно иногда мне даже напоминало Марка Алмонда.
      Anna-Varney: О, как это мило... Хотел бы я с тобой согласиться. (Правда, боюсь, у меня есть тенденция рассматривать подобные вещи как "критику").

      ProgVisions: Когда ты пишешь песню, как ты выбираешь стиль вокала?
      Anna-Varney: В действительности, я не держу в голове какого-то особого способа петь, когда пишу песню. По большей части, потому что я никогда не пою заранее. В первый и единственный раз я пою песни тогда, когда нахожусь в студии и записываю альбом. Когда я там, вокальные манеры всех сортов находят себе место естественным путем... ха, ну... более или менее, по крайней мере.

      ProgVisions: Есть ли какая-нибудь идея из прошлого, которая приняла дальнейшее развитие на альбоме "La Chambre d'Écho"?
      Anna-Varney: Что ты имеешь в виду?

      ProgVisions: Например, песни, подобные "Beyond The Wall Of Sleep": с другими инструментами и аранжировками она вполне совершенно подошла бы какому-нибудь твоему прошлому альбому.
      Anna-Varney: Да, ты прав... Но в этом нет ничего удивительного, если ты подумаешь. Что бы я ни делал, это всегда Сопор... У меня не так много выбора на самом деле. В конце концов, я все еще Анна-Варни.

      ProgVisions: Какая концепция скрывается за "La Chambre d'Écho"?
      Anna-Varney: Ну, грубо говоря, преодоление летаргических тенденций или вообще летаргии... И всех тех ужасных последствий, которые связаны с ней или являются ее результатом. Но, пожалуйста, не жди от меня, что я пущусь в детальный рассказ.

      ProgVisions: Исходит ли концепция из личных ситуаций или опыта?
      Anna-Varney: Да, конечно... как всегда. Мы никогда не пишем ни о чем, кроме нас самих. Это неизменяемо с самого начала... Поскольку главный критерий для творчества... - истина.

      ProgVisions: Почему ты решил выпустить такой огромный бокс со всем этим содержимым?
      Anna-Varney: А почему нет?! Оно того требовало, ты не согласен?!

      ProgVisions: Ты создал всю концепцию этого бокса?
      Anna-Varney: Нет, сам бокс был создан Иоахимом Лютке (Joachim Luetke), а все остальное опять-таки произошло автоматически. Это просто часть художественного процесса: ты "настроен" на определенную вибрацию и "вещи", которые появляются, соотносятся с ней. Вот поэтому-то все так хорошо подходит друг другу.

      ProgVisions: В своей рецензии я заявил, что альбом "La Chambre d'Écho" является "всецело произведением искусства". Не только из-за музыки, но также из-за того интереса, который этот альбом может представлять для поклонников или студентов, изучающих дизайн, иллюстрацию, фотографию и так далее... Ты намеревался достичь чего-то подобного?.. Хочешь ли ты выражать себя как "всеобъемлющий", мультиуровневый художник?
      Anna-Varney: Ну, в действительности с этим мало, что можно поделать. Если ты художник (несмотря на то, одарен ты или нет, обучен или нет, это все неважно), то твоя работа всегда будет многоуровневой. Что бы ты ни делал, твое "искусство" (или личность, характер) всегда будет просвечивать сквозь творчество... Что бы ты ни делал, даже в твоей ежедневной жизни. В случае Сопора мы всегда имеем дело со священной троицей: словом, звуком и изображением. Просто так есть. Просто это Сопор Этернус. Период.

      ProgVisions: Мы живем во время интернет-пиратства, мп3 для скачивания, бутлегов и так далее... Считаешь ли ты, что изобразительный продукт, подобный иллюстрированной книге "La Chambre d'Écho", является определенно лучшим способом борьбы с пиратством, способом, помогающим избежать нелегального копирования твоей музыки?
      Anna-Varney: Хмм... может быть. Хотя здесь не идет речь о создании "большого товара" (размер значения не имеет)... Для нас это всегда речь о КРАСОТЕ. Это именно то, что мы пытаемся создавать.

      ProgVisions: Когда ты работаешь с Иоахимом Лютке, на что похож процесс?
      Anna-Varney: Это приятно.

      ProgVisions: Есть ли что-то общее у тебя и у Иоахима Лютке? Кажется, он тот художник, который очень верно понимает твои концепции и идеи.
      Anna-Varney: Да, насколько это вообще возможно, он действительно делает это очень верно. Но, конечно, в конце концов, мы с ним две индивидуальности... Что означает, например, когда дело доходит до выбора пары лучших фотографий из стопки в тысячу штук, мы оба выберем одинаковые. Но когда мы должны выбрать из эти двух... тогда, он, вероятно, скажет "А", а я, возможно, предпочту "Б"... Но я спокойно переживу это. Ха, в действительности это неплохое "среднее число", как считаешь?

      ProgVisions: Собираетесь ли вы работать вместе в будущем?
      Anna-Varney: Ну, я надеюсь на это. Да.

      ProgVisions: Есть много людей, которые знакомы с твоим творчеством, начиная с "Dead Lovers' Sarabande". После "Es reiten die Toten so schnell" и "La Chambre d'Écho" собираешься ли ты возвращаться к мрачной акустической/классической музыке своих предыдущих альбомов (таких, как "Dead Lovers' Sarabande" и "Songs From The Inverted Womb") или ты чувствуешь себя более комфортно с этим новым электронным звучанием?
      Anna-Varney: Хмм. Посмотрим, когда это закончится.

      ProgVisions: Пару лет назад ты сказал мне, что "на данный момент" ты не собираешься выступать на сцене... Есть какие-то изменения на этом направлении?
      Anna-Varney: Нет. На самом деле я сейчас еще меньше расположен даже просто думать о живых выступлениях, чем это было когда-либо прежде.

      ProgVisions: Недавно твой лейбл переиздал некоторые из альбомов в ремастированных версиях с абсолютно новым артворком... Для тех, у кого уже есть первые (оригинальные) издания этих альбомов: что они могу найти в новых форматах?
      Anna-Varney: Как ты уже упомянул, во всех переизданиях - новый артворк... а четыре альбома ("Dead Lovers' Sarabande 1 & 2", "Songs From The Inverted Womb" и "Nenia C'Alladhan") были заново отцифрованы.

      ProgVisions: Есть ли какой-нибудь шанс, что будут переизданы знаменитая трилогия или материал White Onyx Elephants?
      Anna-Varney: Нет. Оригинальная "Undead Trilogy" уже была превращена в один альбом ("Es reiten die Toten so schnell, or The Vampyre Sucking At His Own Vein")... а White Onyx Elephants... ах, я не знаю. Может быть, я вернусь к ним однажды.

      ProgVisions: С альбомом "La Chambre d'Écho" ты установил очень высокий стандарт... Что мы можем ожидать от твоего следующего альбома?
      Anna-Varney: Откуда мне это знать? И даже если бы я знал, то определенно я не мог бы... да и не хотел бы рассказывать. Извини.

      ProgVisions: Как всегда, спасибо тебе большое, Анна... В ProgVisions мы думаем о тебе, как о нашей Музе.
      Anna-Varney: О, спасибо. Как это мило с вашей стороны.

_______________

      [1] JuSa (Jupiter-Saturn) - Ю-Са (Юпитер-Сатурн). (Примечание Морганы).