Sopor Aeternus. "Fleurs du mal"

© Яна Романова, R.I.P. Magazine

      "Мы все умрем! Наши страхи, наши сомнения. Унижение, боль - все это рядом, поджидает, рвется наружу потоками слез. Мы сами стремимся к смерти, и вот она скребется своими старческими когтями в дверь..." - все это и многое другое можно узнать от депрессирующего индивидуума по имени Анна-Варни, покоящегося вечным сном под названием "Sopor Aeternus & Ensamble of Shadows". Вот уже который год - ни много ни мало 14 лет прошло с момента выхода первого альбома - Варни радует нас последствиями своего довольно мрачного и забитого детства. Многих любителей заупокойных месс и домашней депрессии радует в прямом смысле этого слова. Можно даже сказать, что все творчество группы делится на этапы погребального обряда. Ранние альбомы - это смерть: классические инструменты в андеграундном звучании, "шепоты и крики", стоны - все очень натурально и больно. Дальше - отпевание и захоронение: уже гораздо мягче, но все глубже в депрессию. А теперь после двухлетнего перерыва настала пора посадить цветочки на могилу. Альбом "Les Fleurs du mal" дает нам красочное представление о том, какие же это будут растения.
      Красивые. Потому что это интересный инструментальный ряд, очень качественный и приятный. Электронное звучание становится не таким резким, по сравнению с предыдущим диском. Что же касается вокала, то тут есть только одна удивительная вещь - впервые появившийся хор (на всех прошлых пластинках был всего лишь размноженный голос самого Анны-Варни). А вот "шепоты и крики" вместе со стонами мы, кажется, уже где-то слышали. За богатую музыкальную биографию эти элементы из серьезных эмоциональных ходов превратились в стиль, не несущий в себе изначального порыва. Со временем альбомы Варни становятся все более качественными с точки зрения музыки, но все менее одухотворенными. Не исчезает Творчество в лучшем смысле этого слова, но, согласитесь, даже о самых тяжелых переживаниях невозможно каждый раз петь по-разному.
      В общем и целом, привет Бодлеру (все мы помним его одноименные "Цветы зла") получился приятный и гармоничный, правда, сложно предположить, что бы сам поэт сказал, услышав песнопения голого лысого инопланетянина, каким предстает на студийных фото "мать-основатель" группы. Творчество Sopor Aeternus вообще окутано большим количеством тайн и мистификаций. В создании образа некой обнаженной измученной души, страшной с любой точки зрения, но "прекрасной" в своем бесконечном страдании, Варни преуспел как никто другой. Это одна из лучших мистификаций готической сцены: пол неизвестен, концертов не дает, на людях не появляется, зато не боится никакого музыкального или визуального эпатажа. Что еще нужно для современной легенды?
      Кстати, об образах: стилистику оформления полиграфии Sopor Aeternus ни с чем не перепутаешь. Этот альбом не выбивается из общего ряда, а скорее оригинальным образом довершает его: первые 2000 копий будут содержать мангу (комикс на японский манер) с Sopor Aeternus. Целых 112 страниц были специально сделаны мангакой Moor Ying Lee. Увы, до русских поклонников и почитателей эта радость, скорее всего, не дойдет. Как и входящий в комплект сорокастраничный буклет со всей лирикой и фотографиями, изящно подписанными самим Анной-Варни. Кроме двухтысячного тиража с мангой, выйдет еще более насыщенное издание пластинки тиражом всего девятьсот копий. Лейбл Apocalyptic Vision, который испокон веков записывает альбомы этой группы, обещает, что эксклюзив будет содержать автографы и пожелания от Анны-Варни, а также два постера. Можно сказать, что компания сажает в сердцах поклонников настоящие цветы зла, заставляя страдать о том, какие ничтожные они имеют шансы на то, чтобы полюбоваться всем этим великолепием. Итак, "Королева красоты вернулась!" - гласит слоган рекламного трейлера альбома. Аплодисменты. Занавес.