Sopor Aeternus. "Fleurs du mal"

© Андрей "Featon" Гаркуша, Gothica

"И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы под скорбные моленья,
Добыча гробовых гостей."
Шарль Бодлер. "Цветы Зла"

      Анна-Варни, безусловно, фигура культовая на немецкой готической сцене, порождающая огромное количество слухов. Но главный вопрос касается все же его творчества (если не учитывать влияния и помощи мифических существ из Ансамбля Теней). Мнения как всегда разделились. Одни утверждают, что Анна-Варни играет на публику, и все это давно уже коммерция, другие придерживаются кардинально противоположного мнения. Давайте попробуем разобраться. Не будем ходить за примерами далеко, а обратимся к самому последнему творению Sopor Aeternus "Les Fleurs du mal" ("Цветы Зла"). Как и большинство прошлых творений, этот альбом вышел на лейбле Apocalyptic Vision. И как всегда для Варни, с большим размахом и хорошим вкусом. С тем, что Варни играет на фетишистских чувствах поклонников, поспорить трудно. Два варианта лимитированного релиза, из которых первый - альбом на двух виниловых дисках с двумя постерами, подписанными лично Варни, а второй - CD-Box, где кроме диска находится 120-страничный манга-комикс про Анну-Варни (специально нарисованный неким Moor Ying Lee), а также 6-и страничный digipak и 40-а страничный буклет с лирикой, иллюстрациями, эксклюзивными фото и любовными пожеланиями, подписанными, опять-таки, лично Варни. Ну разве не мечта фетишиста-меломана?
      Конечно же, это привлекает людей, но хорошее и продуманное оформление - это лишь показатель зрелости проекта и серьезного отношения к своему творчеству.
      Давайте же вернемся к музыкальному наполнению релиза "Les Fleurs du mal". Название сразу вызывает ассоциации с Бодлеровским циклом. Но это не музыкальная репродукция бессмертного творения, и по сути альбом озаглавлен названием 10-ой композиции. В этом релизе Анна-Варни отошел от электронного саунда, который мы могли слышать на "La Chambre d'Écho" и "Flowers In Formaldehyde" и вернулся назад в лоно инструментальной музыки. В "Les Fleurs du mal" мы снова слышим звучание скрипки, органа, виолончели и даже... колоколов. В музыке стало еще меньше той извечной меланхолии и депрессивности Sopor Aeternus. Но так уж сложилось, что музыка Sopor Aeternus отражает душевное состояние Анны-Варни, и судя по "Les Fleurs du mal" - дела у него идут очень даже хорошо. Но тексты песен полны сарказма и злой иронии. Даже создается впечатление, что Анна-Варни издевается над своими слушателями. И хотя бы только одни эти тексты должны показывать абсурдность утверждения, что Sopor Aeternus - коммерческий продукт. И последний аргумент гнобителей Sopor Aeternus, как это ни смешно, чистота звучания. Что-то наподобие: "Настоящее искусство не может быть чистым". Тут прошу заметить, что искусство - понятие очень неоднозначное. Конечно, настоящее искусство не обязательно красиво и чисто. Но также оно не обязано быть "грязным". Это как хорошее вино: или оно вам нравится или нет, а уже из какого винограда сделано - неважно.